Что бы вы ни думали, а подводная охота — самый честный вид рыбалки из существующих. Если не согласны – попробуйте сами занырнуть в ближайший водоем, отыскать в нем рыбу и подстрелить товарный экземпляр!
Один из факторов успеха – прозрачность воды. На взгляд с берега, вроде бы видимость хорошая. Погружаемся и сразу попадаем в абсолютно другой мир со своим освещением, своей растительностью и обитателями. В воде очень много мусора и торфяной взвеси, поэтому в сочетании с солнечными лучами, проникающими в воду, мир вокруг какой-то коричневато-зеленоватый и совсем не прозрачный. Очень много травы, в которой, по нашему мнению, и должна прятаться рыбка – та самая, большая и маленькая.
Несмотря на такие условия, Михалыч чувствует себя уверенно, а я удивляюсь, как можно во всем этом заметить реальную добычу. Мне в объектив попадают лишь редкие стайки мальков… Дно у Олы песчаное, берега торфяные. На этом участке глубина совсем небольшая – местами на середине русла можно спокойно стоять. Закоряженных мест нет, поскольку обследуем мы равнинный, если можно так сказать, участок русла, проходящий по полям-торфяникам.
Большую часть времени подводный охотник проводит в свободном плавании на поверхности, высматривая добычу и обследуя укромные места обитания рыбы. Нырять приходится только в перспективных глубоких местах или для выжидания выхода уже замеченной рыбы из укрытия. Но рыбы пока не видно…
В одном месте Михалыч пытается показать мне небольшого щуренка «карандашного» размера, но пока я пытаюсь поймать его в объектив, он бодренько сматывается и теряется среди водорослей.
К концу заплыва меня начинает поколачивать от холода, несмотря на гидрокостюм. Михалычу же хоть бы что. Он может дрейфовать в водяной невесомости день напролет.
Слегка расстроенные отсутствием рыбы в Оле, решаем переехать и таким же образом обследовать речку Добысну.
Здесь глубже. На первый взгляд, вода чище, но и прохладнее. Характер русла примерно такой же – песчаное дно и торфяные берега. Глубина до трех метров. Растительности много, укрытий для рыбы достаточно.
Здесь, в отличие от Олы, какое-то молочное марево. Течение немного сильнее. Водорослей тоже много. Под прибрежной травой у поверхности шныряют стайки мальков. Проплыли небольшой участок, метров четыреста. Нашли даже приличный перспективный омуток, а вот рыба делать сэлфи с нами совсем не торопилась!
Выбираемся из реки и не спеша подводим итоги:
— Той рыбы, которая могла бы заинтересовать подводного охотника, практически нет, — говорит Михалыч. — Возможны единичные экземпляры, как аборигены. В Добысне кое-что видели: пару щучек по полкило, одну килограмма на два, но по стечению обстоятельств, добыть ничего не удалось. Что касается Олы, то раньше в ней просто кишела всякая белая рыба – от язя до леща и красноперки – солидная рыба, которую можно было добыть. А сейчас вообще ничего нет, проплыв километр, даже достойного рыбацкого крючка малька не нашли. Вот такая обстановка.
Андрей Ерошевский