Найти в Дзене
Уфамама

Можно ли делать уроки без слез?

Оглавление

Отпело и отшумело лето. Спрятаны купальники и шорты, а летние забавы перешли в разряд «воспоминание». Дорогие читатели, поздравляю вас с началом нового учебного года! Приближение осени - волнительное и радостное время одновременно. Детей беспокоит сам факт нового учебного года, а родителей пугает выполнение домашних заданий. Современная школьная программа довольно сложна, а школьники не очень сознательны, поэтому ответственность за уроки берут на себя родители, но делают это по-разному:

  • заставляют, кричат, оскорбляют детей, ругают школу и учителей;
  • делают вместо детей сложные задания;
  • помогают своим детям.

Можно ли делать уроки без нервов? Можно, если знать секреты.

Поиграем в школу

Этот метод подходит для младших школьников, у которых еще значима игровая деятельность. Суть его в том, чтобы перевести ребенка в роль учителя. У ребенка не получается, он просит помочь. Родители соглашаются, но не понимают, что именно нужно сделать. Важно задавать вопросы: простые, уточняющие, сложные. Слушайте внимательно, переспрашивайте и уточняйте. Важно, чтобы ребенок назидательно объяснял вам суть задания. Пусть приведет пример. Включайтесь в процесс, высказывая свои соображения. Метод нельзя использовать часто, так как дети быстро откажутся от игры. Но в разумных дозах игра приносит большую пользу.

Грустно и весело

В школе часто задают для запоминания большие тексты. Не всегда получается осознанно и правильно выучить. Усталость, раздражительность, нежелание могут оказать воздействие на процесс запоминания. В этих случаях поможет игра «грустно и весело». Суть ее в том, чтобы разбить текст на части и рассказывать каждую с определенной интонацией или скоростью. Повторяйте по очереди, задавайте вопросы. Ребенок легко запомнит текст в игре. Этот способ также нельзя использовать часто, так как теряется логичность и правильная эмоциональная выразительность. Но в некоторых случаях способ станет настоящим спасением.

Метод бутерброда

Способ эффективен, если нужно запомнить большие логически связанные тексты: естествознание, история, география, обществознание. Учебники часто написаны сложным непонятным языком, перенасыщены понятиями и датами. Детям сложно отличить основную информацию от второстепенной, а выучить все невозможно. Здесь поможет метод информационного бутерброда. Главная мысль текста – основа бутерброда. Это ответ на вопрос, о чем текст. Ответ должен быть коротким, например, война. Разобрались. Но бутерброд не бывает только из хлеба. Нужно добавить главный ингредиент: колбаску, котлетку. Какая война? Кто с кем воюет? Почему случилась война? Нужно точно знать ответы на эти вопросы. Ситуация разъяснилась, но для вкуса нужно что-то добавить. Нужны дополнительные детали. Но только, чтобы их найти нужно еще раз перечитать текст. Это и есть наши помидорки, лук, зелень и даже майонез. Осталось только понять, чем все закончилось, подвести итог – положить оливку сверху.

Закрепим все: нарисуем бутерброд: хлеб, колбаска, помидор, лук, майонез и оливка. Озвучим все с позиции нового текста.
В принципе, можно и подкрепиться. Тем более что уроки сделаны спокойно и с полным понятием.

Каникулы закончились, впереди долгий учебный год. Начните его спокойно. Не так страшны домашние задания, как отношение к ним родителей. Мы не будем кричать и ругаться. Мы будем играть, делать бутерброды и помогать своим детям.

Автор статьи: педагог-психолог Светлана Садовникова.