Найти тему
Зарина Асфари об искусстве

Яблоки, женщины и цветы: Гоген в Национальной галерее Лондона

Оглавление

Если для вас Поль Гоген – это Таити, то у меня хорошие новости: Национальная Галерея Лондона с вами согласна. На её стенах – всего три картины Гогена, и две из них непосредственно связаны с райским островом.

Обложка материала
Обложка материала

1. Главное не перепутать

Признаюсь, эту картину я сначала приняла за работу Поля Сезанна, который по признанию современников вскормил своими яблоками парижское искусство. Но это всё же работа его тёзки Поля Гогена. Гоген с глубоким уважением относился к мэтру и создал сей оммаж в знак своего почтения. Монументально разложенная ткань формирует будто бы горный ландшафт, яблоки разложены намеренно не случайно... Сезанн подкладывал под них монетки, чтобы создать идеальный ландшафтный натюрморт. Гоген, видимо, сделал то же самое. Сезанн – гений, Гоген – тоже. Один безупречно копирует манеру другого, оставаясь при этом самим собой.

2. Первобытное кокетство

4 апреля 1891 года Гоген отбыл на Таити, куда и добрался спустя 63 дня в пути. В 1893 он опрометчиво вернулся во Францию, но к марту 1895 осознал свою ошибку и навсегда покинул загнивающую Европу.

Свои таитянские картины Гоген называл не по-французски, подчёркнуто отворачиваясь от треклятой цивилизации и обращаясь к дикой и первобытной красоте местной жизни и местного языка. Это полотно 1898 года из коллекции Галереи Тейт называется “Faa Iheihe”, что означает «прихорашиваться по особому случаю». Наивно кокетливые таитянки показаны в разных ракурсах, передавая всё многообразие женской красоты. «Особый случай» подходит к ним справа. Да, он на коне.

3. Сочинённый натюрморт

В 1898 году эту картину купил Эдгар Дега. Как бы ни были непохожи эти два художника, Дега собрал солидную коллекцию работ Гогена. Жанр натюрморта не характерен ни для того, ни для другого. Тем это полотно интереснее! Что это? Реальный букет или метафора таитянского рая? Вероятнее всего, картина задумывалась как первое, а обернулась вторым.

Правый верхний фрагмент картины
Правый верхний фрагмент картины

Как раз в 1896, в год написания этого натюрморта, Гоген попросил своего друга Монфрейда прислать из Парижа семян: "Я хочу приукрасить свою скромную плантацию, а ты знаешь, как я обожаю цветы". Учитывая то, что по признанию Гогена "Таити – не то чтобы цветущий край", для этого натюрморта ему, видимо, "позировали" выращенные из парижских семян цветы.

Левый нижний фрагмент картины
Левый нижний фрагмент картины

Но опять же, в 1899 на просьбу известного маршана Амбруаза Воллара прислать ему натюрмортов Гоген ответил:

"Я не копирую природу – сейчас ещё меньше, чем раньше. Всё происходит в моём бурном воображении. А когда я устаю писать фигуры (а их я предпочитаю всему прочему), я берусь за натюрморт, который заканчиваю, не имея перед глазами натуры..."

Видимо, вот так, не привязываясь к натуре, Гоген в свойственной ему манере сочинил эту цветущую метафору таитянского рая с его плодородной землёй, прогретыми солнцем песками, невероятного цвета морем и яркими всполохами нарядных парео...

Читайте другие статьи из серии "Шедевры Национальной Галереи Лондона": о женщинах Эдгара Дега, пугающем шедевре Рембрандта, нежном – Диего Веласкеса, о безумствах Ван Гога, мучениях Артемизии Джентиллески и картине её отца.

Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!

P.S. Чем больше лайков и комментариев, тем больше статей!