В первой половине позапрошлого века огромной популярностью пользовался акварельный портрет, отличительными чертами которого были художественная образность и поэтичность, лёгкость и прозрачность. Значительных высот в этом жанре достиг художник Владимир Иванович Гау, за портретами к которому обращалось даже августейшее семейство.
С одной из акварелей на нас грустными глазами смотрит красивая молодая женщина, одетая в костюм для верховой езды — амазонку. Стройная осиная талия затянута в чёрный камзол, на голове — высокая чёрная шляпка. Это Великая княгиня Екатерина Михайловна Мекленбург-Стрелицкая, в девичестве Романова, внучка Российского императора Павла I.
Её отец, Михаила Павлович, бывший младшим сыном императора, посвятил жизнь военной карьере. Его женой стала Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, после принятия православия Елена Павловна, отношения с которой не сложились, но это не помешало им родить пятерых детей. Княгиня обладала прекрасным вкусом, поддерживала художников, в том числе Гау, а тот писал портреты её детей.
Екатерина была третьей из пятерых дочерей. Но, к сожалению, две девочки умерли в детстве, ещё две в 18 лет и 21 год. До зрелого возраста дожила лишь Екатерина, и именно ей мать посвятила всю себя.
Михаил Павлович, нежно любивший дочерей, тяжело переносил их утрату. Однажды во время смотра войск ему стало нехорошо, и через две недели он умер в окружении семьи.
Всю нерастраченную любовь Елена Павловна направила на единственную дочь и благотворительность.
Через год после смерти отца Екатерина вышла замуж герцога Георга Августа Эрнеста Мекленбург-Стрелицкого, который приходился родственником императрице. Он был красив и образован: вместе они выглядели подходящей парой и прожили в любви и согласии до самой его смерти, хотя Елена Павловна не одобряла этот брак. У пары родились пятеро детей, но двое из них умерли в младенчестве.
Биография Великой княгини была бы обычной для дамы её сословия девятнадцатого века. Однако Екатерина Михайловна, отличавшаяся редкими качествами души, сначала вместе с матерью, а потом и сама активно занималась благотворительной деятельностью.
В 1847 году, когда Владимир Гау и написал портрет грустной амазонки, она входит в совет Женского патриотического общества, а спустя два десятка лет и возглавляет его.
Кроме того, княгиня покровительствует различным медицинским учреждениям, которые организовала её мать: это лечебница для приходящих, больница для детей, община сестёр милосердия, богадельный дом и дома презрения.
Она завершила начатое Еленой Павловной строительство Клинического института, учредила родильный дом и детский приют. Много внимания Екатерина Михайловна уделяла женскому образованию, покровительствуя гимназиям и возводя школьные дачи для их воспитанниц.
И это только в столице. Но её тепла и заботы хватило и на другие города. Так, в Новгороде вниманием княгини пользовалось общество Красного Креста, в Ташкенте — училище для девочек. Но больше всего Екатерина Михайловна заботилась о детях, создавая для них лечебницы и приюты.
Однако собственные внуки, дети её старшего сына Георга, не дождались от Великой княгини милости. По завещанию им ничего не доставалось, так как Екатерина Михайловна не одобряла брак сына с особой хоть и дворянского происхождения, но не царской крови.
#Литератураистория