Конец XV – начало XVI веков. Восточная Европа
В конце XV – начале XVI веков южные рубежи таких государств, как Русь, Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское, юго-восточные рубежи королевства Польского или восточные границ королевства Венгрия никогда спокойными не были.
Даже в те «мирные» годы, когда между Османской Турцией, Крымским ханством, Буджакской и Ногайской ордами и их христианскими соседями не велось официально никаких военных действий, границы христианских государств то и дело подвергались набегам.
Каждый год с наступлением весны до десяти тысяч татар из Крыма, Буджака и Ногайской Орды рыскали по степи, выискивая слабые места в обороне соседей, чтобы просочиться через них и пограбить. Иногда к татарам присоединялись подданные повелителя Блестящей Порты, как в те времена официально величалась Османская Турция.
Частенько это были принявшие ислам валахи и молдаване, потурченные болгары, акинджи и «борцы за веру».
Понятно, что соседние приграничные владетели, хоть Руси, хоть Великого княжества Литовского, хоть Польши и Венгрии внимательно следили за степью, чтобы перехватить грабителей еще на подходе к границам и не допустить их в свои владения. Такое же требование возлагали на этих приграничных владетелей и верховные правители государств. Некоторые из приграничных владетелей были обязаны защищать значительные участи, граничащих со степью и кочевьями татар.
Одним из таких владетелей, которому вменялось в обязанность защищать южные рубежи Великого княжества Литовского был талантливый военачальник князь Константин Острожский.
Однако, в отличие от прочих известных нам защитников пограничного Порубежья от набегов татарской конницы Константин Острожский никогда не нападал на татар в начале их похода или набега.
Князь всегда позволял татарам «погулять» по землям его государства, внимательно наблюдая, где и когда они «резвятся». И лишь, когда татары, обремененные добычей и пленниками, начинали свой путь домой, появлялся князь Константин со своими воинами, и начинал преследовать татар. Если удавалось их разгромить на марше, он их громил. Если нет, князь позволял татарам уйти в степь, и давал возможность оторваться от погони.
Зная татарские повадки и места, где они останавливались, чтобы поделить добычу после набега и отпраздновать свой успех, князь позволял татарам добраться до их мест, а сам ждал их по соседству в засаде.
Когда же татары в безопасном месте (так они считали) выпускали своих коней в степь пастись, а сами, шумно отметив удачу в своем набеге, отправлялись спать, князь подводил своих воинов к месту нахождения татар и на рассвете обрушивался на спящих. Результат всегда был один и тот же. Полный разгром татарского отряда или армии.
Добыча татар, пленники и имущество самих татар попадали в руки князя и его воинов.
Если верить современникам за свою долгую военную карьеру князь ни разу не потерпел поражения от татар.
Весьма оригинален был метод борьбы с набегами татар Крыма, Буджака, Ногайской Орды, который изобрел князь. Сначала дать грабителям пограбить, а потом отбить все награбленное.
Интересно, а сколько из отбитого у татар возвращалось пострадавшим от набега жителям Великого княжества Литовского?
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Источники: Боплан, Герберштейн
Смотри также: Круговорот грабежа в природе
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Поддержи канал: ставь лайк и подписывайся на наш Дзен!
Почта для связи с авторами: Wwise11111994@yandex.ua