Найти в Дзене
Рукоделина

Советы вышивальшицам

Ткань подбирают с учетом вида вышивки. Для удобства выполнения счетных вышивок удобнее применять особую ткань - канву. В качестве основы она применяется для создания картин. Для украшения одежды обычно берут накладную канву - ее приметывают к изделию, а когда работа закончена, выдергивают или растворяют в воде (в зависимости от вида канвы). С помощью накладной канвы орнаментальную вышивку можно производить на любых видах тканей.

- Основу для вышивания готовят с учетом возможной усадки, поэтому желательно перед работой предварительно постирать. Это поможет оградить вышивку от линьки, если ткань окрашена неустойчивыми к воде красками, - то, что основа линяет, можно выяснить заблаговременно и либо заменить ее, либо попробовать закрепить цвет, замочив полотно на 1,5 часа в соляном растворе. После стирки материал сушат, гладят и при необходимости наносят на основу разметку стежками или булавками.

- При вышивании на основе, края которой не доходят или едва дотягивают до контура пялец, предусматривается наращивание полотна: к краям изделия аккуратно подшивают плотные лоскуты, отпарываемые после завершения работы.

-2

- Вышивать с помощью пялец - приспособлений для натяжения ткани - или без них - выбор мастерицы. В первом случае плюсом является свобода: можно носить вышивку с собой, работать где угодно и когда угодно. Однако она может заметно истрепаться и приобрести неопрятный вид. Преимущество работы с пяльцами - удобство: стежки ложатся ровнее, структура вышивки видна лучше.

- Для простых вышивок - маленьких картинок и орнаментов на одежде - понадобятся пяльцы 20 см в диаметре: работу можно поворачивать в разных направлениях, что создает дополнительное удобство. Для крупных картин используют прямоугольные рамы-пяльцы, установленные на подставки, чтобы можно было видеть всю работу целиком. Круглые пяльцы в данном случае неприемлемы: они деформируют вышивку, создают неровности на ткани и заминают основу - выправить ее по окончании работы бывает довольно сложно.

- Полотно, зажатое в пяльцах, нуждается в периодическом натягивании: постепенное провисание в процессе работы неизбежно, а это вредно для вышивки. Для лучшего зажатия рекомендуется обернуть внутреннее кольцо пялец материей (желательно хлопковой) и скрепить ее края - такая ткань будет препятствовать скольжению изделия и предохранит его от вытягивания. Незаконченную вышивку в пяльцах не хранят во избежание порчи полотна: перед каждым перерывом в работе пяльцы необходимо разъединять.

- При вышивании на темном материале рекомендуется подложить под работу что-нибудь белое, возможно, надеть на себя белую юбку или брюки. Тогда дырочки на ткани станут более различимыми на просвет. Аналогичного эффекта можно добиться, разместив снизу вспомогательный источник света.

- Иглы для вышивания выбирают с учетом материала-основы, толщины нити и вида работы. Иглы бывают с тупым или острым концом. Тупые используются в счетных вышивках: основа здесь подбирается с разреженным переплетением нитей, и тупой конец легко проходит в отверстия ткани, не повреждая ее структуру. Острые иглы применяют при вышивке гладью, а также при работе с плотной основой. Важно, чтобы игла была немного толще нити. Иначе нить будет трудно проходить в отверстие, сделанное иголкой, и, как следствие, цепляться и рваться.

- Нитки подбирают, учитывая вид вышивки и толщину ткани. На тонких материях вышивают хлопчатобумажным, льняным или шелковым мулине, для плотных основ используют акрил или шерстяную пряжу. Подбирать нитки лучше всего при дневном освещении: так легче распознавать оттенки цвета.

- Чтобы выяснить, насколько устойчива окраска нити, ее вдевают в иглу, распаривают в горячей воде и резко протягивают через белую материю. Стойкий краситель не оставит следа на светлом фоне.

- Начинать вышивку нужно с крупных деталей - они обозначат позиции для более мелких элементов картинки. Использовать нитки разных цветов рекомендуется по очереди: сначала вышивают все элементы одного оттенка, затем - другого.

- При вышивании в несколько ниток они могут скручиваться, запутываться и образовывать узлы. Чтобы этого не происходило, перед началом работы каждую нить отделяют от пасма, а потом соединяют их снова вместе. Не следует использовать слишком длинные нити - это также может привести к скручиванию. В процессе работы время от времени нужно ненадолго подвешивать иглу на нити, позволяя таким образом запутавшейся пряже раскрутиться.

-3

- Концы нитей закрепляют с изнанки мелкими стежками. Кончики нитей темных цветов должны остаться под темными же местами вышивки. При вышивании крестом конец нитки можно спрятать и с лицевой стороны под одним из крестиков.

- По окончании работы вышивку стирают в теплой воде. Отжимать следует осторожно, завернув в полотенце. Сушат, разложив на ровной поверхности и немного растянув.

- Глажка - лицевую сторону положить на махровое полотенце, чтобы не нарушить объемность вышивки, а гладить с изнаночной стороны.