Найти тему
Шестеренка

«Миротворец» против Ту-119: США против СССР в атомной авиации

Прежде, чем мир стал массово отказываться от опасной ядерной энергетики, её старались употребить везде, где только возможно. Атомолёты не стали исключением из этого длинного списка. Дальше всего в разработках продвинулся Советский Союз и Соединенные Штаты Америки, разумеется, в рамках создания оружия во время Холодной войны. Что же из этого получилось?

«Мирный» атом в деле

Самолёт Convair B-36 в быту называли «Миротворцем». Как сейчас принято считать, вооружение разрабатывается для сдерживания аппетитов соперников, потому с годами оно все более изощренное и опасное. Благо, атомолёты не стали базовыми единицами вооружения, но, не потому что конструкторы не пытались поднять на воздух самолёты с ядерными реакторами. Пытались, естественно. Но далеко не продвинулись.

Источник фото: https://www.ebay.com/itm/CONVAIR-B-36-PEACEMAKER-BOMBER-8x10-SILVER-HALIDE-PHOTO-PRINT-/361896109697?oid=173411379249
Источник фото: https://www.ebay.com/itm/CONVAIR-B-36-PEACEMAKER-BOMBER-8x10-SILVER-HALIDE-PHOTO-PRINT-/361896109697?oid=173411379249

«Миротворец» должен был удерживать противника от атаки. Само существование этого стратегического бомбардировщика несло угрозу значительной части мира. А несколько таких самолётов и того могли навредить всему человечеству.

Ядерные технологии на Convair B-36 применялись только в качестве источника энергии для высокой дальности самолёта. По расчетам, он мог пролететь более одиннадцати тысяч километров за один полёт, при этом, подняв на борт противобункерную бомбу весом в несколько тонн. Данный самолёт был построен в единственном экземпляре, разработки велись в деятельных шестидесятых годах. При этом, во время испытательных работ осуществлялись полёты за счет ядерного ректора. У конструкторов были большие планы. Даже планировалось запустить пассажирские самолёты на ядерных реакторах, так как они позволяли перелетать на сверхзвуковой скорости без пересадок, причем очень дешево. Но, конечно, такой поворот событий мог наступить лишь в том случае, если бы испытания прошли успешно. Несмотря на то, что самолёт смогли поднять на воздух, все же, будущего у этого проекта не было. С самого начала он был обречён на провал, ведь данный проект был риском не только для противников, но и для их создателей.

Отечественное производство

В Советском Союзе не отставали. Тамошние конструкторы не единожды принимались за разработку атомолёта. Однако самым знаменитым оказался самолёт Ту-119. В первую очередь, потому что его производством занимались по-настоящему выдающиеся инженеры. В качестве образца в стране советов взяли опытный самолёт Ту-95М. Именно на него установили ядерный реактор, который за счет теплообмена вырабатывал энергию. Было произведено лишь один экземпляр атомолёта, который эксплуатировали в начале шестидесятых, с мая по август.

Источник фото: http://samoleting.ru/samolety/samolet-tu-119-s-reaktorom.html
Источник фото: http://samoleting.ru/samolety/samolet-tu-119-s-reaktorom.html

Дальность советского самолёта предполагалась почти в два раза меньше, чем у его западного аналога. Скорость – до 800 км/ч, лишь немногим не дотягивала до сверхзвуковой. Заказчиком выступало Министерство Обороны. Но, как и в США, разработка атомолётов быстро завернулась. Официально, конечно, никто не распространялся о причинах. Однако, предполагается все же, что было решено отказаться от дальнейших разработок, так как подобные технологии не оправдывают возможный риск. Это и к лучшему. Ведь в случае неудачи плана «А», мы не сможем сбежать на планету «Б». В наше время конструкторы уже нашли универсальное средство для едва ли не круглосуточного передвижения на самолёте. В качестве источника энергии используется солнце, а в ночное время растрачивается заряд, который скопился в батареях. И не обязательно развлекаться с ядерной энергией, чтобы добиться каких-нибудь результатов. Но, конечно, подобные реалии для шестидесятых годов были из рода фантастики. Да и для нас они всё еще не повседневность. Это говорит о том, что если искать - всегда найдешь.

Бывали и такие гонки, из которых никто не выходил победителем. Главное – вовремя остановиться.

Ставь лайк, подпишись на канал и узнавай о машинах нашего времени и не только!