«Король умер. Да здравствует Король!» Olympus OM-D E-M1 mark II — прощаемся с одним из флагманов системы Micro 4/3 (MFT) и ждем знакомства с OM-D E-M1x
Начну с того, что это не супер детальный обзор или тест камеры, коих на просторах интернета огромное множество. Камера уже не молодая (на прилавках появилась еще в декабре 2016 года) и все тестеры и обзорщики успели за это время перемыть ей все кости. Это мое личное впечатление от использования и немного болтовни на околофотографические темы :)
Я сейчас работаю над учебными материалами для нашей школы и в ходе этой работы, пишу статью для наших будущих учеников на тему: «Кроп фактор и как он вносит смуту в тихую, размеренную жизнь начинающего фотографа». Мне понадобилась камера с сенсором формата Micro 4/3 (кроп фактор 2.0) и объектив с фокусным расстоянием 35мм (в 35и мм эквиваленте)
Заранее извиняюсь перед теми, для кого написал какую-то тарабарщину. Позже выйдет еще пара статей и несколько видео на близкие темы, надеюсь, дальше станет понятней. Кому сильно интересно, о чем я тут пишу, приглашаю в нашу школу, видео ниже на стене, там есть ссылочка в описании))) А пока просто знайте, мне была нужна именно такая камера, про какую я тут пишу :)
Хотелось Pro камеру и такого же уровня объектив. Так как Panasonic Gh5/Gh5s это скорее история про видео съемку, оставался только герой этой статьи. А тут еще и «подарок» от компании Olympus.
24 января состоялась официальная презентация новой топовой камеры Olympus OM-D E-M1X (название моделей Olympus это отдельный вид особо изощренных японских пыток), ну, и тут я для себя решил, что это еще и хороший повод, так сказать, попрощаться с уходящим флагманом. Освежить в памяти эмоции от этой камеры, в ожидании знакомства с новинкой.
Помогли удовлетворить мою хотелку сотрудники магазина Pixel24. И скажу сразу, я бы хотел сотрудничать на коммерческой основе с ними и писать честные обзорные статьи на технику за много тысяч рублей в месяц, но сейчас это не так))) Просто там работают очень крутые ребята в отделе проката, и в самом магазине очень часто бывают интересные акции и спец. предложения. Камеру и объектив я получил по программе тест-драйв, на общих основаниях.
Подробности программы и список техники смотрим на сейте магазина, ссылочка выше прилагается.
А от себя скажу, что это очень крутая история, для тех кто хочет купить себе камеру, перечитал и пересмотрел уже не один десяток обзоров и тестов, но сомнения еще остались.
Опробовать камеру в «боевых» условиях — бесценно! Ну как бесценно, аренда такого комплекта, как на фото, обойдется в 8320 рублей на 3 дня (ровно на столько дают камеру и объектив на тест БЕСПЛАТНО). В общем переоценить плюсы этой программы сложно.
Дизайн и эргономика
Начну с конца. Мне нравится! И тут прям парадокс, камера японская, а описать свои чувства к ней я могу только словами классика «Умом Россию не понять/ Аршином общим не измерить/ У ней особенная стать —/ В Россию можно только верить». Постараюсь пояснить. Я свой фотографический путь начинал с камерами Canon, и были наши отношения сложными, но продолжительными. Последнее время, я в основном снимаю на Fujifilm и Sony. У Olympus с точки зрения эргономики и общей идеи управления камерой, мало общего с перечисленными выше производителями. По этому показателю, лучшие для меня камеры Fujifilm X-T серии — нравится мне большое количество крутилочек и вертелочек на корпусе камеры. Здесь этих самых крутилочек тоже в достатке, но сама философия (то какие функции на них назначены по умолчанию) привела меня в ступор. Но Olympus не были бы собой, если бы не дали возможность переназначить практически все имеющиеся органы управления так, как тебе удобно.
Хват у камеры большой, как на зеркалках, и очень удобный. Лежит аппарат в одной руке просто отлично. Конечно тушку назвать компактной язык не поворачивается, но она все равно значительно меньше зеркальных собратьев такого же класса. Все кнопки и диски ровно на своем месте, что на сегодняшний день, на мой взгляд, большая редкость. Повторюсь, что постоянно я снимаю на камеры другой системы, и ни о какой механической памяти и речи быть не может. Но буквально за день использования начинаешь пользоваться камерой вслепую (основными органами управления точно). Стоит, наверное, уточнить, что у меня не очень крупная ладонь, но мне кажется, что даже обладателям могучих клешней будет удобно пользоваться этой камерой.
На фото ниже единственный узел управления, который вызвал недоумение. Как самим исполнением, так и функциями, которые на него вынесены. «Колесо», которое не крутиться с двумя кнопками сверху (режим автофокуса, экспозамера и протяжки/серийной или покадровой съемки) + еще рычаг включения камеры. Эту штуковину ругают многие обозреватели, и мне она тоже показалась не самым удачным решением.
Основное меню в камере организованно очень своеобразно — в основных вкладках пунктов не много, но в предпоследнем разделе (тонкой настройки) можно провести несколько часов, разбираясь что к чему. Определенная логика в этом есть — все самые часто используемые параметры вынесены наверх, а дебри тонкой настройки, на то они и дебри — часто лазить туда не надо. Досаждает только то, что сама логика расположения пунктов по вкладкам какая-то странная и далеко не сразу удается сообразить, где искать пункт отвечающий за ту или иную функцию. Но, если сравнить меню Olympus с Sony, от претензий не останется и следа. Это исключительно мое мнение, но чтобы понимать меню Sony (уточню, не запомнить, что и где в нем закопано, а именно понимать), нужно быть воспитанным ортодоксальными самураями.
Ладно, оставим Sony в покое и вернемся к нашему герою. Быстрое меню в камере большое, даже, наверное, слишком, и на первый взгляд не самое удобное, но опять-таки к нему очень быстро привыкаешь. Я не знаю, как парни из Olympus это сделали, но привыкаешь к камере реально быстро. Даже то, что изначально тебе не нравилось, через пару дней перестает вызывать негативные эмоции. Может эта магия работает только со мной…?!
Откидной поворотный сенсорный экран — ТОР!!!
И вот кто бы что не говорил, но это очень удобно. Верхний или нижний ракурс, портретная или пейзажная ориентация — неважно, ты всегда можешь повернуть экран так, что тебе будет удобно по нему строить кадр. А все эти откидывающиеся и наклоняющиеся дисплеи у Sony и Fuji грубый троллинг своего потребителя и впаривание … сами знаете чего.
Я столько внимания уделяю дизайну и эргономике, потому что для себя понял, что среди современных камер продвинутого уровня, не говоря уже о Pro сегменте, по уровню технического оснащения 90% камер избыточны для моих задач, и OM-D E-M1 mark II не исключение. На первый план для меня выходят другие качества. Но полностью обойти стороной вопрос качества снимков и уровень технической начинки я не могу.
Автофокус, детализация, ISO и общее впечатление
Важный момент, я рассматриваю связку камера+объектив и нужно понимать, что на общее впечатление от камеры стекло влияет очень сильно.
Системой автофокуса (в фото режиме) я удовлетворен полностью. Спорт я не снимаю, какой-то безумно динамичный репортаж тоже. А для всего остального ее более чем достаточно. Следящий автофокус работает адекватно, наличие фазовых датчиков дает о себе знать. Фокус по лицу и по глазам работает неплохо, хуже, чем на топовых Fuji и Sony, но если не сравнивать, а говорить в абсолютных величинах, то хорошо. Для работы пригодно. При хорошем освещении автофокус очень быстрый и точный, при слабом — становится медленнее, может немного ерзать, ведет себя немного нервно, но промахивается редко. А вот следящая фокусировка в видео режиме — не самая сильная сторона этой камеры. Ну уж очень она плавная и неторопливая. Тут до лидеров рынка конечно далеко, но я и рассматриваю данную связку, по большей степени, как фото камеру, хотя видео функционал у нее приличный. 4К (причем С4К 4096×2160) с битрейдом до 237 Мб/с и FullHD в 60 кадров — все очень даже прилично, но все знают, если надо видео, то у Micra 4/3 есть Panasonic Gh5 или Gh5s.
Что касается качества фото, предлагаю просто посмотреть несколько снимков сделанных мной. Все кадры в формате RAW, последующая конвертация в Lightroom с минимальной коррекцией (экспозиция и баланс белого).
Кстати, работа баланса белого не идеальна, если с естественным светом камера справляется отлично, то с постоянным студийным галогеновым светильником нет.
Если прикрыть диафрагму до f/1,8 объектив выдает неприлично резкую картинку. В общем и целом стекло производит очень положительное впечатление.
А вот как отрабатывает авто ББ при свете галогеновой лампы. И еще, обратите внимание, как начинает страдать картинка при ISO 800 !!! Хотя может виной киловаттный светильник с портретной тарелкой?! В общем загадка, но свет из окошка однозначно One Love :-)
Ну, раз уж я заговорил про ISO, дальше маленький тест на светочувствительность и уровень шума. Каждый сделает свои выводы, от себя скажу, что для меня ISO 3200 вполне можно назвать рабочим, с некоторыми оговорками, а ISO 6400 после обработки пригодно для публикаций в Вк и Инстаграм.
И еще немного фотографий сделанных на улице. На некоторых снимках можно оценить боке объектива. Разумеется 35мм далеко не портретное фокусное, и говорить о каких-то изысках в зоне нерезкости обычно не приходится, но я считаю, что для тридцатьпятки тоже важно обладать своим характером.
Ростовые портреты — это слабая сторона всей системы Micra 4/3 по причине существенно большей ГРИП при аналогичном масштабе кадра и не спасает здесь даже по истину огромная диафрагма объектива f/1,2.
Гораздо сложнее отделить объект съемки от фона с помощью малой ГРИП, даже в сравнении с камерами с сенсором формата APS-C, не говоря уже о полном кадре. Но это уже тема отдельной статьи, над которой я работаю уже давно и надеюсь скоро закончу.
Все фото на открытую диафрагму и ISO 200. Баланс белого — авто. Из коррекций только незначительные правки экспозиции и контраст.
Работать с камерой на улице в -15 было комфортно, все органы управления крупные, все нажимается и крутиться не снимая перчаток. К быстродействию претензий «0». Включение, переход в режим просмотра, вызов меню — все происходит быстро, ничего не раздражает.
В камере 2 слота под SD карты памяти стандарта UHS-II (скорость обмена данными 312 Мб/с), что очень немаловажно с учетом скорости серийной съемки в 15 к/с с механическим затвором и 18 к/с с электронным и постоянным автофокусом, и 60 к/с !!! с заблокированным АФ. Мне такая скорость серийной съемки не нужна, и я не знаю лично ни одного фотографа, для кого подобная скорость серии была бы критично важна, но камера так умеет. И, чтобы оперативно записывать огромные серии 20и мегапаксельных равов из буфера на карту памяти, шина и сами карточки должны быть быстрыми. В этой камере с этим полный порядок.
Отдельно хочу похвалить Olympus за вменяемый аккумулятор. Я не делал стресс тестов, не замерял продолжительность видео до полного разряда и сколько можно сделать фото на одном аккумуляторе. У меня есть только мое субъективное ощущение, что камера даже при -15 садится заметно медленнее, чем Sony a6300 или Fujifilm x-t20, которые были у меня на руках на момент теста Olympus'a, находясь в теплой квартире.
Ну и конечно, я не мог не сказать про шикарную матричную стабилизацию. Прошло 2 года со дня, когда первый раз в моих руках оказалась эта камера. Вау! эффект от матричного стаба все еще сохранился. Мне до сих пор кажется, что внутри камеры сидит целая толпа маленьких китайчиков и держит матрицу, чтобы она вообще не двигалась. Особенно впечатляет, когда после панорамирования резко останавливаешь камеру и замечаешь, как картинка на экране немного «доезжает». На практике, мне этот волшебный стабилизатор не нужен, я не снимаю архитектуру, интерьеры или пейзажи при не самой хорошей освещенности без штатива. Я вообще не вижу проблемы в том, чтобы, когда это необходимо, использовать штатив. Но Olympus, со своей системой стабилизации, отодвигает эту планку «когда необходимо» реально далеко.
Получить резкий снимок газетного листа на 70мм эквивалентного фокусного расстояния, при выдержке в 1 секунду, удерживая камеру одной рукой? — Легко. И это впечатляет.
Вместо итога
Я выше уже сказал, что для моих задач 90% современных камер обладает избыточным функционалом. Но по некоторым пунктам моя планка требований достаточно высока, достаточно высока, чтобы Olympus OM-D EM1 mark II не смог ее преодолеть:
- Меня не совсем устраивает поведение камеры на высоких значениях ISO (значение 3200 при репортажной съемке использую довольно часто, бывает и 6400, а с ними у камеры есть трудности, на мой субъективный взгляд).
- Размер сенсора Micra 4/3 (да, пресловутый кроп 2.0 для меня проблема, вернее не сам кроп, а существенно большая ГРИП при аналогичном эквивалентном фокусном расстоянии и одинаковом масштабе кадра, по сравнению с камерами с APS-C матрицами и Full Frame).
- Цена (ну куда же без нее, конкуренты за ту же цену либо лишены недостатков нашего героя, либо существенно превосходят его по другим важным для меня характеристикам. Соотношение цена/качество не является сильной стороной Olympus OM-D EM1 mark II).
- И еще раз цена, но теперь уже за качественную оптику системы (это пожалуй самый спорный пункт, в силу сложного анализа рынка, тут не все так однозначно как с камерами. Но в сравнении с некоторыми очень хорошими стеклами на другие системы, линзы Olympus M.Zuiko ED Pro больно кусаются своей ценой).
Но, несмотря на перечисленные выше недостатки, тандем камеры и объектива произвели самое приятное впечатление. И мои ощущения подтверждает большое количество именитых фотографов снимающих на эту камеру. Сам факт того, что профессионал выбирает эту систему в качестве основной рабочей, говорит о многом.
А я пока со свежими эмоциями и ощущениями, жду когда смогу протестировать новинку компании и продолжаю работать над учебными материалами и большой статьей о кроп факторе.
Спасибо всем, кто дочитал так много букв :)
Поддержите лайком, если подобные статьи вам интересны.