Все авраамические религии отличает вторичность женщины по отношению к мужчине, ее подчиненное положение и полное бесправие. Защитники этих постулатов приводят в защиту их довод: мол, женщина на самом деле есть сосуд греха и всяческой духовной нечистоты, иначе бы благочестивые предки, исповедующие столь разные верования (иудаизм, христианство, мусульманство) не пришли к одним и тем же выводам (что женщин надо ущемлять).
При подготовке публикации использовались
материалы издания
«The Alphabet of Ben Sira»
in «Rabbinic Fantasies» by David Stern and
Mark Jay Mirsky, eds., (Philadelphia:
Jewish Publication Society, 1990)
Но если в христианстве первая женщина, позже обвиненная во всех бедах человечества — Ева, то в иудаизме засветилась ее предшественница — Лилит. По крайней мере, так принято считать.
А на самом деле?
Сама Лилит (а не ее предшественницы из ранних верований) впервые толком упоминается в «Алфавите Бен Сиры», происхождение которого туманно и неоднозначно. По утверждениям одних, «Алфавит» — чуть ли не одна из священных книг, кладезь всевозможной мудрости, другие же говорят, что это — сатирический текст, написанный в стиле мидрашей (комментариев к Библии). Он непочтителен и местами вульгарен.
Норман Бронзник во вступлении к изданию «Алфавита» под редакцией Стерна и Мирски высказал вполне логичное мнение:
— «Алфавит», может быть, одна из самых ранних литературных пародий в еврейской литературе, своего рода академическая пародия- возможно даже развлечение непосредственно для раввинских ученых — которая включает в себя вульгарность, нелепость, и непочтительную трактовку признанных канонов.
Добавлю, что датируется «Алфавит» примерно 800 г. н.э (периодом от 7 до 10 века) и никоим образом не может содержать каких-либо откровений современников Сына Божия или, тем паче, его предшественников.
Сама история, ставшая основой мифа о Лилит — это «пятый ответ Бен-Сиры царю Навуходоносору».
Вскоре маленький сын царя заболел. И сказал Навуходоносор: «Излечи моего сына. Если не сделаешь этого, я убью тебя».
Бен-Сира немедленно сел и сделал амулет со святым именем, и он изобразил на нем ангелов, отвечающих за лечение их именами, знаками, и образами, и их крыльями, руками, и ногами.
Навуходоносор посмотрел на амулет, — «Кто они?»
Ангелы, кто отвечает за лечение: Snvi, Snsvi, и Smnglof.
После создания богом первого человеческого существа, Адама, он сказал: «Нехорошо, чтобы Адам был один»). Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит.
Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя!»
Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя».
Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли)».Никто из них не слушал другого.
Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя бога и улетела прочь.Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря: «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня».
Немедленно бог послал трех ангелов за ней.
Всевышний сказал Адаму: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно».
Ангелы пошли за ней и настигли ее в море, в мощных водах, где суждено было пропасть египтянам. Ангелы сказали ей Божье слово, но она не захотела вернуться.
Ангелы сказали: «Мы утопим тебя в море».
«Оставьте меня!» — ответила она: «Я была создана, чтобы причинять болезни младенцам. Если младенец мальчик, я властвую над ним в течение восьми дней после его рождения, и если девочка, в течение двадцати дней».
Когда ангелы услышали слова Лилит, они продолжали настаивать, чтобы она возвратилась. Но она поклялась им именем вечного бога: «Всякий раз, когда я увижу вас или ваши имена, или ваши знаки на амулете, я не буду иметь никакой власти над тем младенцем». Она также согласилась, чтобы сотня ее детей умирала каждый день.
Соответственно, каждый день одна сотня демонов погибает, и по той же самой причине, мы пишем имена ангелов на амулетах для маленьких детей. Когда Лилит видит их имена, она вспоминает свою клятву, и ребенок поправляется.
На основе этого мифа возникли более поздние образы Лилит — соблазнительницы и совратительницы, ведьмы и злодейки, покинувшей Адама.
Как и обвиненная во всех несчастьях человечества Ева, Лилит стала воплощением коллективного бессознательного страха средневековых мужчин перед женщинами и желания обладать ими как бесправными вещами, а, заодно — одним из камешков фундамента, на котором выстроен небоскреб гендерного шовинизма.
На Дзене принято писать о нужности лайка и подписки. Не буду нарушать традиции и заранее благодарю каждого, поставившего 👍 и присоединившегося к читателям