Найти в Дзене
Евино племя

Лилит: женский образ, воплотивший мужские страхи

Данте Габриэль  Россетти,  «Леди Лилит». Художественный музей Делавэра, Уилмингтон
Данте Габриэль Россетти, «Леди Лилит». Художественный музей Делавэра, Уилмингтон

Все авраамические религии отличает вторичность женщины по отношению к мужчине, ее подчиненное положение и полное бесправие. Защитники этих постулатов приводят в защиту их довод: мол, женщина на самом деле есть сосуд греха и всяческой духовной нечистоты, иначе бы благочестивые предки, исповедующие столь разные верования (иудаизм, христианство, мусульманство) не пришли к одним и тем же выводам (что женщин надо ущемлять).

При подготовке публикации использовались
материалы издания
«The Alphabet of Ben Sira»
in «Rabbinic Fantasies» by David Stern and
Mark Jay Mirsky, eds., (Philadelphia:
Jewish Publication Society, 1990)

Но если в христианстве первая женщина, позже обвиненная во всех бедах человечества — Ева, то в иудаизме засветилась ее предшественница — Лилит. По крайней мере, так принято считать.

А на самом деле?

Сама Лилит (а не ее предшественницы из ранних верований) впервые толком упоминается в «Алфавите Бен Сиры», происхождение которого туманно и неоднозначно. По утверждениям одних, «Алфавит» — чуть ли не одна из священных книг, кладезь всевозможной мудрости, другие же говорят, что это — сатирический текст, написанный в стиле мидрашей (комментариев к Библии). Он непочтителен и местами вульгарен.

Норман Бронзник во вступлении к изданию «Алфавита» под редакцией Стерна и Мирски высказал вполне логичное мнение:

— «Алфавит», может быть, одна из самых ранних литературных пародий в еврейской литературе, своего рода академическая пародия- возможно даже развлечение непосредственно для раввинских ученых — которая включает в себя вульгарность, нелепость, и непочтительную трактовку признанных канонов.

Добавлю, что датируется «Алфавит» примерно 800 г. н.э (периодом от 7 до 10 века) и никоим образом не может содержать каких-либо откровений современников Сына Божия или, тем паче, его предшественников.

Сама история, ставшая основой мифа о Лилит — это «пятый ответ Бен-Сиры царю Навуходоносору».

Вскоре маленький сын царя заболел. И сказал Навуходоносор: «Излечи моего сына. Если не сделаешь этого, я убью тебя».
Бен-Сира немедленно сел и сделал амулет со святым именем, и он изобразил на нем ангелов, отвечающих за лечение их именами, знаками, и образами, и их крыльями, руками, и ногами.
Навуходоносор посмотрел на амулет, — «Кто они?»
Ангелы, кто отвечает за лечение: Snvi, Snsvi, и Smnglof.
После создания богом первого человеческого существа, Адама, он сказал: «Нехорошо, чтобы Адам был один»). Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит.
Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя!»
Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя».
Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли)».Никто из них не слушал другого.
Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя бога и улетела прочь.Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря: «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня».
Немедленно бог послал трех ангелов за ней.
Всевышний сказал Адаму: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно».
Ангелы пошли за ней и настигли ее в море, в мощных водах, где суждено было пропасть египтянам. Ангелы сказали ей Божье слово, но она не захотела вернуться.
Ангелы сказали: «Мы утопим тебя в море».
«Оставьте меня!» — ответила она: «Я была создана, чтобы причинять болезни младенцам. Если младенец мальчик, я властвую над ним в течение восьми дней после его рождения, и если девочка, в течение двадцати дней».
Когда ангелы услышали слова Лилит, они продолжали настаивать, чтобы она возвратилась. Но она поклялась им именем вечного бога: «Всякий раз, когда я увижу вас или ваши имена, или ваши знаки на амулете, я не буду иметь никакой власти над тем младенцем». Она также согласилась, чтобы сотня ее детей умирала каждый день.
Соответственно, каждый день одна сотня демонов погибает, и по той же самой причине, мы пишем имена ангелов на амулетах для маленьких детей. Когда Лилит видит их имена, она вспоминает свою клятву, и ребенок поправляется.

На основе этого мифа возникли более поздние образы Лилит — соблазнительницы и совратительницы, ведьмы и злодейки, покинувшей Адама.

Как и обвиненная во всех несчастьях человечества Ева, Лилит стала воплощением коллективного бессознательного страха средневековых мужчин перед женщинами и желания обладать ими как бесправными вещами, а, заодно — одним из камешков фундамента, на котором выстроен небоскреб гендерного шовинизма.

На Дзене принято писать о нужности лайка и подписки. Не буду нарушать традиции и заранее благодарю каждого, поставившего 👍 и присоединившегося к читателям