В августе этого года исполняется 20 лет, с тех пор как Владимир Путин находится у власти. В первое десятилетие его экономическая политика привела к беспрецедентному росту, но после того, как Путин остановил реформы, темпы роста быстро снизились.Сергей Гуриев , главный экономист Европейского банка реконструкции и развития, не верит в восстановление, если Путин радикально не уменьшит роль государства и не защитит права собственности.
С точки зрения экономической политики эти 20 лет подразделяются на четыре отдельных периода: годы «реформ» его первого срока (1999–2003 годы); «государственнические» годы его второго срока (2004 - первая половина 2008 года); мировой экономический кризис и восстановление (вторая половина 2008 - 2013); война на Украине, растущая изоляция России от мировой экономики и стагнация (2014 - настоящее время).
Так называемая «программа Грефа» была утверждена правительством в 2000 году во время первого срока Путина.
Названный в честь бывшего министра экономического развития и торговли Германа Грефа и формально названный «Программой социально-экономического развития Российской Федерации на период 2000-2010 гг.». Введенные налоговые и прогрессивные пенсионные реформы, приняли Земельный кодекс, значительно сократили барьеры на пути открытия и ведения бизнеса, начали реформы государственной службы и активизировали переговоры о вступлении России в ВТО. Это привело к резкому ускорению экономического роста, притоку иностранных инвестиций и укреплению рубля.
Второй термин значительно отличался от первого: по словам авторов программ Грефа, реформы были завершены только на 30%, когда процесс был остановлен.
Беспрецедентный рост
Более того, национализация экономики земли. Значительные реформы продолжались только в макроэкономической и финансовой сферах.Государственный долг был практически полностью погашен, и был создан Стабилизационный фонд.
Внедрена система страхования вкладов, обеспечивающая ключевой элемент конкурентной банковской системы, которая вселяет вкладчиков в доверие не только к Сбербанку и другим государственным банкам, но и к их частным конкурентам. Снижение инфляции и введение страхования вкладов создали новые возможности для развития финансового сектора и роста корпоративного и розничного кредитования. Макроэкономическая стабильность и присвоение инвестиционных рейтингов привели к значительному увеличению иностранных инвестиций.
Реформы определенно дали ощутимые результаты. Валовой внутренний продукт рос в среднем на 7% в течение первого срока Путина и в течение той части его второго срока, когда реформы первого продолжали приносить плоды.
За 10 лет с 1999 по 2008 год российский ВВП вырос на 94%, а ВВП на душу населения удвоился. Это самое выдающееся десятилетие в российской экономической истории - за исключением восстановления экономики после Гражданской войны с помощью Новой экономической политики (НЭП). Даже в период сталинской индустриализации рост ВВП на душу населения в среднем составлял всего 5% в год.
Модель роста исчерпана
Поскольку рост цен на нефть и приток иностранных инвестиций привели к значительному укреплению рубля, ВВП в долларовом выражении вырос в 8,5 раз по сравнению с предыдущим уровнем - с 210 миллиардов долларов в 1999 году до 1,8 триллионов долларов в 2008 году.
Конечно, в дополнение к реформам, рост российской ВВП, а также высокие мировые цены на нефть способствовали нехватке рабочей силы в России и неиспользованным производственным мощностям. По разным оценкам, от одной трети до половины темпов роста в течение первого десятилетия правления Путина является результатом почти восьмикратного роста цен на нефть: с 13 долларов в 1998 году до 97 долларов за баррель в среднем за год. термины.
К 2008 году стало очевидно, что Россия исчерпала эту модель роста.Добыча сланцевого газа уже росла, и было ясно, что сланцевая нефть скоро последует.
Российские предприятия теперь жаловались на нехватку рабочих, и только устаревшие заводы страны по-прежнему бездействовали.
Нужно было ускорить реформы, а не замедлить их. В 2008 году российское правительство сформулировало и приняло «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года».
Эти реформы отдали приоритет интеграции России в мировую экономику, инвестициям в человеческий капитал и инновациям. Выступая в Госсовете в 2008 году, президент Владимир Путин сказал: «Если мы продолжим идти по этому пути, мы не добьемся необходимого прогресса в повышении уровня жизни. Более того, мы не сможем обеспечить безопасность нашей страны или ее нормальное развитие. Мы бы поставили под угрозу само его существование. Я говорю это без преувеличения ".
Никаких реформ во время мирового финансового кризиса
Россия, однако, не проводила никаких реформ во время мирового финансового кризиса.
И после кризиса он не сразу возобновил дискуссии о том, почему докризисная модель роста потеряла эффективность. В 2010 году мы с Олегом Цивинским соавтором статьи для « Ведомостей » «Сценарий 70-80», в которой мы предупреждали, что Россия движется к стагнации и потеряет то, что было получено за десятилетие роста.
Мы прогнозировали, что если цены на нефть вырастут до 70–80 долл. За баррель, Россия вернется к политической и экономической модели 1970–1980-х годов. (Этот сценарий более подробно рассматривается в первой главе книги «Россия после глобального экономического кризиса», опубликованной в США в 2010 году и в России в 2011 году.) Именно это и произошло: среднегодовые темпы роста в течение 10 посткризисных лет (2010-2019) осталось менее 2%.
Власти продолжали обсуждать и обещать реформу.
Они отказались от планов долгосрочного развития, но в январе 2011 года Путин поручил Высшей школе экономики и Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте создать новую Стратегию 2020. Это привело к созданию 21 рабочей группы с участием широкий круг экспертов, которые разработали полномасштабную программу реформ. Разработанная ими Стратегия 2020 призвала, прежде всего, к созданию «новой модели экономического роста». Он также рекомендовал устранить барьеры для ведения бизнеса и инвестиций в человеческий капитал.
Для своей следующей президентской кампании в 2012 году Путин разработал еще одну программу развития. Экономическая часть этой программы была опубликована в газете « Ведомости» 30 января 2012 года под заголовком «Нам нужна новая экономика». 7 мая 2012 года Путин подписал свои 12 так называемых «майских указов», в том числе тех, которые касаются долгосрочной государственной экономической политики. Он призвал к радикальному улучшению инвестиционного климата и значительному сокращению присутствия государства в экономике, прогнозируя, что это приведет к повышению производительности труда в 1,5 раза за семь лет (т.е. 6% в год) и увеличению инвестиций до 27% или ВВП.
Обещанные реформы так и не были осуществлены, поэтому неудивительно, что оказалось невозможным достичь тех экономических результатов, на которые надеялись.
Быстрое снижение
После непродолжительного посткризисного восстановления в 2010-2011 годах темпы роста стали быстро снижаться, составив всего лишь 1,8% или ВВП в 2013 году.
Последующее снижение цен на нефть, война и изоляция от мировой экономики похоронили любые надежды на реформы и ускорение экономического роста. Вместо 6% среднегодового роста ВВП в 2012-2018 годах этот показатель никогда не превышал 1%. В долларовом выражении российский ВВП остался на уровне 2008 года и теперь составляет не 3% или мировой ВВП, как это было совсем недавно, а 10% назад, а всего 2%. Инвестиции не выросли до 27% или ВВП, но остаются на уровне 20% -22%. Иностранные инвестиции существенно сократились, а капитал ускорил бегство. Только в 2014-2018 годах эти потери составили 320 миллиардов долларов, или примерно 4%, или ВВП в год.
Российские власти, конечно же, разочаровывают экономические результаты последних лет и недоверие инвесторов к перспективам реформ и вновь думают о «новой модели роста».
Мало доверия к государственным инвестициям
Вместо еще одной итерации либеральных программ новые «майские указы», которые Путин подписал в 2018 году, опираются на государственные, а не частные или иностранные инвестиции.Предусмотренные им так называемые «национальные проекты» обойдутся российским налогоплательщикам и пенсионерам в триллионы рублей. Идея состоит в том, что этот подход поможет российской экономике расти быстрее, чем мировые темпы роста.
Проблема в том, что ни рынки, ни эксперты не верят в это. Российские активы продолжают торговаться со значительным дисконтом, и МВФ прогнозирует, что российский ВВП будет расти в среднем на 1,4% к 2023 году в год. Таким образом, российский ВВП в 2023 году будет равен 1,8 трлн долларов - точно так же, как в 2008 году. - в результате доля России в мировой экономике составит всего 1,7%.
Неудивительно, что эксперты и инвесторы мало верят в эффективность крупномасштабных государственных инвестиций в стране, печально известной коррупцией. Решение проблем России лежит как раз в обратном направлении - в реализации давно обещанных реформ: защита прав собственности, уважение верховенства закона и конкуренции, снижение роли государства в экономике, борьба с коррупцией, реинтеграция России в мировую экономику, и инвестирование в человеческий капитал.
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы быть в курсе новостей!