Произведение написано в XVI веке французским писателем Франсуа Рабле и состоит из 5 книг (некоторые исследователи полагают, что пятая книга написана не Рабле).
«Гаргантюа и Пантагрюэль» - произведение специфичное, фантазия у автора очень оригинальная и совершенно без рамок. В книге рассказывается о династии феодалов-великанов, как они воспитывались, как пировали, как правили, как воевали, а последние 3 книги посвящены истории о том, как друг Пантагрюэля Панург решил жениться, но боялся, что станет рогат, поэтому вся честная компания отправилась в морское путешествие к оракулу Бутылки, чтобы разрешить его сомнения.
Грубые, прожорливые великаны предстают хорошо образованными и воспитанными, справедливыми, щедрыми, а, кроме того, добрыми и мудрыми правителями. При этом в друзьях у них люди с явно садистскими наклонностями. Но все они любят пошутить, поесть и выпить, а также верные товарищи. За это им прощается страсть к неоправданному насилию и безмерная жестокость.
Лично мне больше всего понравились первые две книги, читать их действительно было увлекательно и периодически хотелось восклицать, что это гениально. Я люблю, когда юмор строится на абсурде происходящего, и вот этого было хоть отбавляй. По уровню абсурдности, на мой взгляд, произведение сопоставимо со сказками Кэрролла про Алису.
Однако нужно отметить, что «Гаргантюа и Пантагрюэль» - это точно книга не для детей. В ней каждое предложение что-то высмеивает (нравы, религию, государственное устройство, невежество и т.д.), при этом очень много жестокого юмора.
После «Дон Кихота» я морально была подготовлена, что в книге может быть такого рода юмор. Сцен жестоких было предостаточно, но в этот раз воспринимались они по-другому, не вызывали такой сильной жалости и сочувствия. Все издевательства происходили не над главными героями, а, наоборот, исходили с их стороны. При этом периодически насилие настолько зашкаливало, что оно переставало восприниматься. Такие сцены мне напоминали фильмы Тарантино, когда задорно и весело происходят циничные массовые убийства, и мозг уже видит в них норму, а не отклонение. Я полагала, что это современные приемы, но, как говорится, новое - это хорошо забытое старое.
Кроме жестокости и цинизма, в книге очень много туалетного юмора. При этом все идёт вперемешку интеллектуальные разговоры, серьезные мысли, передовые идеи и откровенный, я бы даже сказала, противный, туалетный юмор. Вообще автор любит физиологичные описания, возможно, это связано с тем, что по профессии Рабле был врачом.
Мне также показалось любопытным, что в этой книге французского автора встречается сказка про вершки и корешки, про которую я думала, что она русская народная.
Ещё обратила внимание, что, как и в «Декамероне» Боккаччо, много внимания уделено теме женской неверности (вся 3-я книга об этом). При этом у Боккаччо в смешном и нелепом положении оказываются практически всегда мужчины, тут же Панург очень зло насмеялся над отвергнувшей его женщиной, выставив ее в унизительном положении перед всем обществом (2-я книга). В общем для Рабле запретных тем не существует, достаётся всем.
Читали? Какое впечатление осталось?
********
Если понравилась статья, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал❤️.
Еще предлагаю вашему вниманию:
«Декамерон»; Феномен Дон Кихота; Спроси у Данте