Найти в Дзене
Хорен Григорьян

Творческое родительство, или как помочь детям расти здоровыми.

В прошлый раз (правда, это было уже давно) мы поговорили об умелом теле и умном подростке. Сейчас настало время понять, как трудно быть Богом.

Как мы помним из Библии, Бог создал все словом. Не мыслью, не движением конечностей — словом. Что есть слово? Это то, что произносит или пишет человек. Первоначально люди писать не умели — только говорить, так что можно второй вариант отбросить. Итак, слово — это то, что произносит человек.

Но ведь мы произносим звуки! Значит ли это, что слово — звук? Да, и это не нужно доказывать. Получается (если вернуться к Библии), Бог создал все с помощью звука. Фактически звук — нечто формообразующее (ведь никто не станет отрицать, что Земля имеет форму сферы?). Возникает вопрос: а могут ли звуки, которые произносит человек, подобным же образом влиять на что-то в мире? Положительный ответ дал в начале XX века немецкий философ Рудольф Штайнер. Он сказал: звук имеет форму и создает форму. Все, что мы произносим, получает физическое отражение в окружающем мире. Именно поэтому важно произносить звуки правильно и слушать чистые живые звуки.

В наши дни все «продвинутые» специалисты в области физиологии и психологии утверждают: для нормализации состояния организма следует слушать пение птиц, причем не в записи — лучше поехать в какой-нибудь лес или другую местность, где нужные птицы обитают. Почему же это так важно?

Единый орган чувств

Не секрет, что артикуляционный аппарат человек, который слушает другого человека, в точности повторяет форму, принимаемую артикуляционным аппаратом говорящего. Конечно, форму голосовых связок птиц мы повторить не можем — это наблюдение справедливо только для внутривидовых связей. Но факт имеет место быть, причем удивительно здесь то, что повторение это происходит без запаздывания! То есть если я говорю, а вы меня слушаете, ваш артикуляционный аппарат повторяет форму моего одновременно с тем, как я говорю! Говоря, скажем, слово «рыба», я заставляю свои голосовые связки определенным образом изменяться. Вы, когда слушаете, как я говорю слово «рыба», делаете то же самое со своими голосовыми связками, хотя не произносите ни звука.

Ребёнок чувствует всем телом каждый звук окружающего мира.
Ребёнок чувствует всем телом каждый звук окружающего мира.

Если же говорить о ребенке, то у него все гораздо интереснее: взрослый реагирует на речь своим артикуляционным аппаратом, расположенным в гортани; ребенок — всем своим телом. Посмотрите внимательно на детей, которые постоянно слышат крик взрослых людей: у них зажатые, будто в тисках, тела, они малоподвижны и, как говорят, «забитые». Эти дети живут в постоянном страхе, что неудивительно: если человеку ежедневно кричать прямо в ухо, у него притупится слух — то есть, можно будет сказать, что ухо у него стало малоподвижным. Ребенок же воспринимает звук всем своим телом — потому и зажатость у детей появляется во всем теле.

Обратная ситуация — дети, на которых вообще не кричат. Я таких встречал. Пару раз за всю жизнь. Это совершенно удивительные создания: спокойные, свободные, открытые. Им нечего бояться — просто потому, что их никто не пугает. А еще такие дети физически очень развиты: они гибкие, ловкие, хорошо бегают (и тело их в процессе двигается свободно, не как у большинства зажатых детей), без страха лазают по деревьям и детским комплексам, их движения точны и уверенны. Ни одно из возможных объяснений не давало полного понимания, почему эти дети такие. И только узнав через много лет про формообразующую функцию звука, я понял: дети, которые слышали здоровые звуки, сами становятся здоровыми — во всех смыслах этого слова.

Если продолжить сравнение реакции детского тела с реакцией уха человека на звуки определенного характера, можно прийти к следующему: как ухо теряет способность слышать от резких, нездоровых звуков, так и тело ребенка развивается нездоровым образом, если он постоянно окружен криками, шумом современной техники и так называемой «музыкой» с усиленными басами и однообразными электронными аккордами. С другой стороны, слух человека можно развить, если учиться слушать тишину, разговаривать шепотом, слушать симфонии Иоганна Себастьяна Баха... Это же справедливо и для развития тела ребенка.

Иоганн Себастьян Бах в детстве.
Иоганн Себастьян Бах в детстве.

И еще один важный момент: каждый живой звук имеет свою собственную форму. Недавно ученые провели эксперимент: заполнили комнату густым дымом, поместили в нее человека, который произносил звуки. Специальные камеры со сверхчувствительным сенсором зафиксировали, что происходило. И оказалось, что когда человек произносил звук «Т», дым возле его рта принимал форму буквы «Т». И так со всеми звуками! Когда же они решили проверить то же самое, но используя микрофон, усилитель и колонки, звук, который из них выходил, имел постоянную форму. То есть и «Т», и «Б», и даже «А», произносимые посредством техники, становились одинаково плоскими.

Бог создал Землю живым словом, без использования техники. Поэтому на нашей планете так много разных форм. Представьте, какой была бы Земля, если бы Бог использовал микрофон и колонки...

Вопрос Чернышевского

Что же делать любящим родителям, чтобы их чадо росло здоровым и счастливым? Во-первых, по возможности исключить любые неживые звуки: вместо аудиосказки лучше почитать детям на ночь книжку — мамин или папин голос, четко произносящий все звуки, будет ребенку полезнее. Поменьше мультфильмов — побольше живого общения. Музыку слушать лучше тоже живую — и пусть это будет простая мелодия, сыгранная мамой или папой на флейте, гитаре, пианино или любом другом инструменте, чем те же симфонии Баха, которые ребенок услышит с помощью магнитофона или CD-проигрывателя.

Чем больше в жизни детей живого - тем они здоровее будут.
Чем больше в жизни детей живого - тем они здоровее будут.

Ну, а во-вторых (и это — самое сложное и самое главное одновременно) — быть ласковым со своими детьми. Постарайтесь не кричать (знаю, это очень трудно, но все же — постарайтесь!), говорите вполголоса, спокойно, меньше эмоционально подчеркивайте требования и просьбы. Пусть ваш голос будет тем, что захочет слушать ребенок — это не только сделает его здоровее, но и поможет вам стать ближе друг к другу.

По материалам Периодического семинара для учителей вальдорфских школ (г. Москва).