Найти в Дзене
СТЕРЕОПАНОРАМА

Фонокорректор. Часть первая. В начале пути

О фонокорректорах написано немало. В том числе и Ваш покорный судья не раз прикладывал к этой теме свою руку. Но порой, годами накопленный опыт, требует некоторого обобщения. Собрать всё разбросанное по крупицам в разных статьях и на разных ресурсах и, переосмыслив, выложить в одном месте – чего не сделаешь ради Вашего удобства, уважаемые читатели. Но и для собственного, отчасти, тоже. Навести порядок в мыслях порой сложнее, чем в компьютере, но подобная дефрагментация необходима, а здоровый перфекционизм - никогда и никому ещё вреда не приносил. Данная серия обзорных статей будет интересна тем, кто впервые решил попробовать что такое винил и с чем его «едят», а так же тем, кто решил вернуться к этой теме после долгих лет отсутствия, как это когда-то (примерно десять лет назад) случилось со мной. Ну что, готовы? Тогда-поехали. После двадцати с лишним лет забвения тема винила вдруг вернулась ко мне на новом (или хорошо забытом старом) витке. От старого оставались полсотни пластинок

О фонокорректорах написано немало. В том числе и Ваш покорный судья не раз прикладывал к этой теме свою руку. Но порой, годами накопленный опыт, требует некоторого обобщения. Собрать всё разбросанное по крупицам в разных статьях и на разных ресурсах и, переосмыслив, выложить в одном месте – чего не сделаешь ради Вашего удобства, уважаемые читатели. Но и для собственного, отчасти, тоже. Навести порядок в мыслях порой сложнее, чем в компьютере, но подобная дефрагментация необходима, а здоровый перфекционизм - никогда и никому ещё вреда не приносил.

Данная серия обзорных статей будет интересна тем, кто впервые решил попробовать что такое винил и с чем его «едят», а так же тем, кто решил вернуться к этой теме после долгих лет отсутствия, как это когда-то (примерно десять лет назад) случилось со мной. Ну что, готовы? Тогда-поехали.

Та самая "Электроника" с которой началось моё возвращение к винилу.
Та самая "Электроника" с которой началось моё возвращение к винилу.

После двадцати с лишним лет забвения тема винила вдруг вернулась ко мне на новом (или хорошо забытом старом) витке. От старого оставались полсотни пластинок с которыми я благоразумно не распростился тогда, в конце восьмидесятых. А возвращение случилось абсолютно случайно – приятель, наигравшись с вертушкой Электроника 017, предложил купить её за очень смешные деньги. Вертушка , надо сказать, была в очень приличном техническом и эстетическом состоянии и, по странному стечению обстоятельств, тогда, в конце 80-х мои отношения с винилом прервались на этой же самой модели (но не экземпляре). Так или иначе, но «Электроника»( с головкой ГЗМ-005) была куплена, а вместе с ней мне был предложен фонокорректор NAD-эдакая чёрная коробочка размером с сигаретную пачку. И вот всё это подключено , включено и… и ничего.

"Электроника" и корректор Pro-Ject (справа внизу)
"Электроника" и корректор Pro-Ject (справа внизу)

Вернее звук то есть, если можно назвать звуком тот…шлак , полившейся из динамиков. В итоге NAD возвращён владельцу ( такого NADa-нам не надо), а я отправляюсь в магазин. Из которого возвращаюсь с другой коробочкой именуемой ProJect и дороже NADa на полторы тысячи рублей. Это уже стало можно слушать, но недолго. ProJect возвращается в магазин, а я внезапно понимаю, что пошёл не той дорогой. Всё ведь просто казалось бы: хочешь тот звук, который тебя радовал в 80-е , так и воспользуйся технологиями той эпохи. Тем более что не так давно ( на тот момент) покупал для знакомого предварительный усилитель Радиотехника УП-001 именно для использования в качестве корректора. И результат был вполне себе, хотя и не без недостатков. Сажусь за комп, ныряю в АВИТО и…наталкиваюсь на предусилитель Амфитон…

Предварительный усилитель Амфитон УП-003.
Предварительный усилитель Амфитон УП-003.

И вот с «Амфитоном» звучание пластинки уже стало похоже на что то более вменяемое, но всё равно я чувствовал что это не совсем то, вернее совсем не то, что должно быть. И, поскольку на эту иглу я уже подсел, то следующим этапом стала замена вертушки. Поначалу я хотел ограничиться заменой головки, но предложение, сделанное одним хорошим знакомым, внесло коррективы в изначальные планы. Так у меня появился Technics SL1210 MK5 ( да ещё европейской версии с питанием на 220 вольт). Тогда ещё к стовольтовым «японцам» я относился с некоторой опаской. А Technics(на заглавном фото с головкой Sumiko Pearl) - аппарат можно сказать легендарный и в особом представлении не нуждающийся. По крайней мере за 15 тысяч рублей (на тот момент доллар стоил примерно 25-26 рублей) -это было почти даром(тем более с шеллом и головкой). А головка была ММ, Sumiko Pearl-вполне добротный уровень, хотя до вершин было ещё шагать и шагать. Отличия я услышал сразу: звук стал более благородным, без акцентирования в ту или иную сторону, при этом всё стало гораздо детальней и динамичней. Но нереализованный потенциал ощущался и эксперимент был продолжен.

Через какое то время место «Амфитона»занял интегральник Denon PMA 1500АЕ -аппарат уже достаточно высокого класса, но мне он не понравился ни как усилитель, ни как фонокорректор. Слишком уж синтетически всё звучало, приходилось крутить ручки тембров, а мне этого делать ну не то, чтобы не хотелось, а просто я считал что это неправильно. В итоге Денон уехал в сторону своей исторической родины(в Улан-Удэ, если мне не изменяет память), а его место занял Aura 100Evolution-весьма любопытный английский интегральник, созданный в начале 90-х по заказу B&W. Здесь уже соблазна крутить ручки тембров не было - всё было сбалансированно, да и потом эти самые ручки, как и темброблок - отсутствовали в данном аппарате как класс. И,тем не менее, какой то изюминки не хватало. Вернее двух изюминок, как показало время.

Интегральный усилитель из Англии. Aura 100 Evolution mk 2.
Интегральный усилитель из Англии. Aura 100 Evolution mk 2.

При всём том, что тема корректора лампового меня интересовала с самого начала, реально примерить такой вариант долгое время не получалось. Ни у кого из знакомых ламповых корректоров не было, на продаже в родном городе их тоже не встречалось, а заказывать кота в мешке из других населённых пунктов…Риск должен быть разумным и в какой то степени оправданным. А всего лишь через дом от меня жил легендарный омский ламповый самодельщик - проблема была лишь в том, что мы не были друг другу представлены.В итоге набравшись наглости (или смелости) я с этим человеком познакомился. Человек делал ламповые усилители и тема корректоров его как то особо не интересовала, но через пару тройку месяцев вняв моим настойчивым просьбам он выкроил время и у меня появился…скажем такой промежуточный вариант. Схема была на маленьких «пальчиковых»лампочках , но это не был повтор известного фонокорректора «От Васильича». Включив сие изделие я испытал некий культурный шок( сколько раз в дальнейшем я его испытывал - подсчитать не возьмусь, но первый раз - он на то и первый, чтобы отложиться в памяти) : Ну вот оно, ради чего было сломано столько копий! Но в любой бочке мёда, бывает ложка дёгтя. И даже не одна. Здесь роль дёгтя взял на себя неистребимый фон. Пока играла музыка всё было вроде ничего но, как только появлялась пауза между композициями, всё - тушите свет! И всё же, живя по принципу : из двух зол выбирать меньшее я мирился с этим. И моё терпение было вознаграждено.

Мой первый ламповый корректор (на фото в кружочке).Страшненький снаружи,но ...играл.И неплохо так.
Мой первый ламповый корректор (на фото в кружочке).Страшненький снаружи,но ...играл.И неплохо так.
А вот и второй. Который "по мотивам"Стародубцева. Тоже не красавец,однако радует до сих пор.
А вот и второй. Который "по мотивам"Стародубцева. Тоже не красавец,однако радует до сих пор.

Мой новый знакомый сделал корректор на полноразмерных лампах, с выносным блоком питания на кенотроне (в основе лежала схема популярного корректора Стародубцева «Райская птица»,но в собственной интерпретации). Кроме того что фон почти исчез (он появлялся, но эпизодически и не столь явно), уровень звука поднялся настолько, что три последующих корректора этого мастера не смогли взять установленную планку. Я же, получив то, о чём и не мечтал ( вру – конечно же мечтал),экспериментов с транзисторными корректорами не прекращал. Побывал у меня(правда транзитом)предусилитель Pioneer C73(не который из 70-х, а который из 90-х). Не понравился. Потом был корректор Никитина реализованный омской компанией «АкустикЛаб» небольшой серией в 5-6 экземпляров.

-8
-9
-10

Вот он этот красавчик. Это был удачный проект. Уровень изделия оказался достаточно высок, а цена(на тот момент 8 тысяч рублей) вполне оправданной. Несколько месяцев я жил с двумя корректорами пользуясь то тем, то тем, но в итоге лампа победила и здесь. Особенно это проявилось после замены головки на Shure V15 type III с новодельной японской вставкой Jico. Детальность выросла ещё больше, но вместе с детальностью на транзисторном корректоре вновь стали подчёркиваться сибилянты, тогда как на лампе ничего этого не было и в помине.

А это уже мой Техникс с картриджем Shure.
А это уже мой Техникс с картриджем Shure.

Транзисторный корректор вновь был продан а я, около года, слушал пластинки в безальтернативном варианте. Но мужчина без игрушек - никак, особенно в праздники. Вот и я, на Новый 2016 год, сделал себе подарок : предварительный усилитель Yamaha C4. Да, корректор там оказался и продвинутым по регулировкам и достойным по звуку вообще, но сибилянты, хоть и в меньшей степени проявлялись, хотя дело не только в них: просто сама подача винилового звука через транзисторные корректоры меня не устраивала.

Предварительный усилитель Yamaha C-4
Предварительный усилитель Yamaha C-4

По крайней мере я пришёл к такому вот мнению. При этом слушать винил через ламповый корректор и транзисторный усилитель я мог вполне и слушал бы до сих пор, не подвернись усилитель ламповый. Впрочем, это уже другая история, а первая часть статьи по данной теме на этом подошла к концу. Если Вам понравилось, то читайте продолжение статьи на моём канале. А продолжение называется: «Фонокорректор. Часть вторая. В поисках совершенства»