О фонокорректорах написано немало. В том числе и Ваш покорный судья не раз прикладывал к этой теме свою руку. Но порой, годами накопленный опыт, требует некоторого обобщения. Собрать всё разбросанное по крупицам в разных статьях и на разных ресурсах и, переосмыслив, выложить в одном месте – чего не сделаешь ради Вашего удобства, уважаемые читатели. Но и для собственного, отчасти, тоже. Навести порядок в мыслях порой сложнее, чем в компьютере, но подобная дефрагментация необходима, а здоровый перфекционизм - никогда и никому ещё вреда не приносил.
Данная серия обзорных статей будет интересна тем, кто впервые решил попробовать что такое винил и с чем его «едят», а так же тем, кто решил вернуться к этой теме после долгих лет отсутствия, как это когда-то (примерно десять лет назад) случилось со мной. Ну что, готовы? Тогда-поехали.
После двадцати с лишним лет забвения тема винила вдруг вернулась ко мне на новом (или хорошо забытом старом) витке. От старого оставались полсотни пластинок с которыми я благоразумно не распростился тогда, в конце восьмидесятых. А возвращение случилось абсолютно случайно – приятель, наигравшись с вертушкой Электроника 017, предложил купить её за очень смешные деньги. Вертушка , надо сказать, была в очень приличном техническом и эстетическом состоянии и, по странному стечению обстоятельств, тогда, в конце 80-х мои отношения с винилом прервались на этой же самой модели (но не экземпляре). Так или иначе, но «Электроника»( с головкой ГЗМ-005) была куплена, а вместе с ней мне был предложен фонокорректор NAD-эдакая чёрная коробочка размером с сигаретную пачку. И вот всё это подключено , включено и… и ничего.
Вернее звук то есть, если можно назвать звуком тот…шлак , полившейся из динамиков. В итоге NAD возвращён владельцу ( такого NADa-нам не надо), а я отправляюсь в магазин. Из которого возвращаюсь с другой коробочкой именуемой ProJect и дороже NADa на полторы тысячи рублей. Это уже стало можно слушать, но недолго. ProJect возвращается в магазин, а я внезапно понимаю, что пошёл не той дорогой. Всё ведь просто казалось бы: хочешь тот звук, который тебя радовал в 80-е , так и воспользуйся технологиями той эпохи. Тем более что не так давно ( на тот момент) покупал для знакомого предварительный усилитель Радиотехника УП-001 именно для использования в качестве корректора. И результат был вполне себе, хотя и не без недостатков. Сажусь за комп, ныряю в АВИТО и…наталкиваюсь на предусилитель Амфитон…
И вот с «Амфитоном» звучание пластинки уже стало похоже на что то более вменяемое, но всё равно я чувствовал что это не совсем то, вернее совсем не то, что должно быть. И, поскольку на эту иглу я уже подсел, то следующим этапом стала замена вертушки. Поначалу я хотел ограничиться заменой головки, но предложение, сделанное одним хорошим знакомым, внесло коррективы в изначальные планы. Так у меня появился Technics SL1210 MK5 ( да ещё европейской версии с питанием на 220 вольт). Тогда ещё к стовольтовым «японцам» я относился с некоторой опаской. А Technics(на заглавном фото с головкой Sumiko Pearl) - аппарат можно сказать легендарный и в особом представлении не нуждающийся. По крайней мере за 15 тысяч рублей (на тот момент доллар стоил примерно 25-26 рублей) -это было почти даром(тем более с шеллом и головкой). А головка была ММ, Sumiko Pearl-вполне добротный уровень, хотя до вершин было ещё шагать и шагать. Отличия я услышал сразу: звук стал более благородным, без акцентирования в ту или иную сторону, при этом всё стало гораздо детальней и динамичней. Но нереализованный потенциал ощущался и эксперимент был продолжен.
Через какое то время место «Амфитона»занял интегральник Denon PMA 1500АЕ -аппарат уже достаточно высокого класса, но мне он не понравился ни как усилитель, ни как фонокорректор. Слишком уж синтетически всё звучало, приходилось крутить ручки тембров, а мне этого делать ну не то, чтобы не хотелось, а просто я считал что это неправильно. В итоге Денон уехал в сторону своей исторической родины(в Улан-Удэ, если мне не изменяет память), а его место занял Aura 100Evolution-весьма любопытный английский интегральник, созданный в начале 90-х по заказу B&W. Здесь уже соблазна крутить ручки тембров не было - всё было сбалансированно, да и потом эти самые ручки, как и темброблок - отсутствовали в данном аппарате как класс. И,тем не менее, какой то изюминки не хватало. Вернее двух изюминок, как показало время.
При всём том, что тема корректора лампового меня интересовала с самого начала, реально примерить такой вариант долгое время не получалось. Ни у кого из знакомых ламповых корректоров не было, на продаже в родном городе их тоже не встречалось, а заказывать кота в мешке из других населённых пунктов…Риск должен быть разумным и в какой то степени оправданным. А всего лишь через дом от меня жил легендарный омский ламповый самодельщик - проблема была лишь в том, что мы не были друг другу представлены.В итоге набравшись наглости (или смелости) я с этим человеком познакомился. Человек делал ламповые усилители и тема корректоров его как то особо не интересовала, но через пару тройку месяцев вняв моим настойчивым просьбам он выкроил время и у меня появился…скажем такой промежуточный вариант. Схема была на маленьких «пальчиковых»лампочках , но это не был повтор известного фонокорректора «От Васильича». Включив сие изделие я испытал некий культурный шок( сколько раз в дальнейшем я его испытывал - подсчитать не возьмусь, но первый раз - он на то и первый, чтобы отложиться в памяти) : Ну вот оно, ради чего было сломано столько копий! Но в любой бочке мёда, бывает ложка дёгтя. И даже не одна. Здесь роль дёгтя взял на себя неистребимый фон. Пока играла музыка всё было вроде ничего но, как только появлялась пауза между композициями, всё - тушите свет! И всё же, живя по принципу : из двух зол выбирать меньшее я мирился с этим. И моё терпение было вознаграждено.
Мой новый знакомый сделал корректор на полноразмерных лампах, с выносным блоком питания на кенотроне (в основе лежала схема популярного корректора Стародубцева «Райская птица»,но в собственной интерпретации). Кроме того что фон почти исчез (он появлялся, но эпизодически и не столь явно), уровень звука поднялся настолько, что три последующих корректора этого мастера не смогли взять установленную планку. Я же, получив то, о чём и не мечтал ( вру – конечно же мечтал),экспериментов с транзисторными корректорами не прекращал. Побывал у меня(правда транзитом)предусилитель Pioneer C73(не который из 70-х, а который из 90-х). Не понравился. Потом был корректор Никитина реализованный омской компанией «АкустикЛаб» небольшой серией в 5-6 экземпляров.
Вот он этот красавчик. Это был удачный проект. Уровень изделия оказался достаточно высок, а цена(на тот момент 8 тысяч рублей) вполне оправданной. Несколько месяцев я жил с двумя корректорами пользуясь то тем, то тем, но в итоге лампа победила и здесь. Особенно это проявилось после замены головки на Shure V15 type III с новодельной японской вставкой Jico. Детальность выросла ещё больше, но вместе с детальностью на транзисторном корректоре вновь стали подчёркиваться сибилянты, тогда как на лампе ничего этого не было и в помине.
Транзисторный корректор вновь был продан а я, около года, слушал пластинки в безальтернативном варианте. Но мужчина без игрушек - никак, особенно в праздники. Вот и я, на Новый 2016 год, сделал себе подарок : предварительный усилитель Yamaha C4. Да, корректор там оказался и продвинутым по регулировкам и достойным по звуку вообще, но сибилянты, хоть и в меньшей степени проявлялись, хотя дело не только в них: просто сама подача винилового звука через транзисторные корректоры меня не устраивала.
По крайней мере я пришёл к такому вот мнению. При этом слушать винил через ламповый корректор и транзисторный усилитель я мог вполне и слушал бы до сих пор, не подвернись усилитель ламповый. Впрочем, это уже другая история, а первая часть статьи по данной теме на этом подошла к концу. Если Вам понравилось, то читайте продолжение статьи на моём канале. А продолжение называется: «Фонокорректор. Часть вторая. В поисках совершенства»