В Советском союзе практичность стояла на первом месте. Машина в частном владении в то время была редким явлением, и использовалась на все случаи жизни. И для поездок на отдых и для перевозки стройматериалов для дачи. И кузов универсал для этих задач подходит как нельзя лучше. Но выпуск подобных машин имел довольно ограниченное количество, и еще меньше попадало в частные руки и они были в большом дефеците. Итак, в данной статье я хочу привести краткий обзор 10 советских универсалов.
1. Москвич 400-421
Первый советский универсал. Его разработка велась в концерне Auto Union в городе Хемнице (Германия). По причине недавно отгремевшей войны и как следствие большой нехватки листовой стали, было создано всего несколько автомобилей на деревянном каркасе. Данная модель получила индекс "Москвич 400-421" в 1947 году.
2. Москвич 423
Является последователем москвича 400-421, а также первый в СССР серийный автомобиль с кузовом универсал. Стал выпускаться в 1957 году и закончил выпуск в 1963. При сложенном заднем диване грузовой отсек получался длинной 1470 мм и шириной 1220 мм. Со сложенным диваном машина могла перевозить два человека и 250 кг груза. В отличие от большинства современных универсалов здесь пятая дверь открывалась не вверх, а влево как у ленд крузер прадо.
3. ГАЗ-22
ГАЗ-22 не был первым советским универсалом, т.к. начал выпускаться в 1962 году, когда москвич 423 выпускался уже 5 лет. Но в данном случае ГАЗ-22 был первым универсалом Горьковского автомобильного завода. Автомобиль имел пяти или семиместный салон. Также сильно отличался от ГАЗ-21 после средней стойки по кузовным панелям, из-за этой особенности на производтве пришлось делать отдельный производственный участок.
4. ГАЗ-13С
Универсал на базе недоступной Чайки всегда вызывал повышенный интерес когда появлялся на улице. Его строили из седанов на заводе РАФ в Риге. Данный универсал использовался в качестве медецинской помощи для правительственного управления Минздрава. По некоторым данным было произведено всего около 25 машин.
5. Москвич 426 и 427
426 от 427 отличались двигателями. У первого двигатель имел 50 л.с. в то время как у второго двигатель был более мощный на 75 л.с. В конце 60-х начале 70-х годов, данные москвичи были самыми доступными универсалами для обычного покупателя. Производился с 1967 по 1976 годы. Вначале первые автомобили имели двухстворчатую дверь открывающуюся вниз и вверх, на более поздние модели устанавливалась одна дверь поднимающаяся вверх как на классических универсалах нашего времени.
6. ГАЗ-24-02
Выпускался с 1972 года по 1987, целых 15 лет. Автомобиль имел очень вместительный кузов способный вместить полтора кабометра груза при сложенных задних сиденьях. Имел также пяти или семи местные варианты исполнения. Но как и ГАЗ-22 автомобиль не был доступен большому числу покупателей.
7. ЗИЛ-117ЕА
Практически никто не слышал про данный автомобиль, что неудивительно, т.к. их было выпущено всего две штуки. Его предназначение - санитарный автомобиль для высших чинов власти. Один из этих автомобилей постоянно присутствовал в кортеже генсека Брежнева бывшего на тот момент уже в достопочтенном возрасте.
8. ГАЗ-31022
Универсал на базе седана ГАЗ-3102 выпуск которого начался в 1982 году для чиновников. Продажа седана частникам была запрещена. А сам универсал в серию так и не пошел, а его индекс присвоили универсалу на базе ГАЗ-31029
9. ВАЗ-2102
Первый массовый и пожалуй самый доступный для народа универсал, т.к. в основном его выпуск рассчитывался на частников. Производился с 1971 по 1985 год, и было выпущено около 660 тыс. штук. Но спрос все равно ощутимо превышал предложение.
10. ЗИЛ-41042
Последняя санитарка для высших чинов Советского союза. Было изготовлено всего четыре машины, две на базе ЗИЛ-4104 и две на базе ЗИЛ-41047. Так как тираж машин крайне ограничен, и машина использовалась для высших чинов про неё мало что известно.