В евангелии от Матфея записано одно очень интересное обетование Иисуса Христа, которое Он дал Своим ученикам - двенадцати апостолам:
"Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых" (От Матфея 19:28).
С какой стати будут ученики судить все колена, если они к этим коленам не имеют отношения? Оказывается, имеют. Как имеют они свое отношение и к нам, нашим народам.
В книге Откровения в седьмой главе дается в последний раз список этих колен: Иудино, Рувимово, Гадово, Асирово, Неффалимово, Манассиино, Симеоново, Левиин, Иссахарово, Завулоново, Иосифово (Ефрем) и Вениаминово. Они пребывают до скончания дней истории.
Обратите вначале внимание на тот факт, что и Иисус, и книга Откровения особым образом подчеркивают - спустя 800 лет после того, как 11 колен были рассеяны и "потеряны" - что они не потеряны в глазах Бога, и что, согласно данных обетований, Бог действительно произвел от этих 11 потерянных колен великие народы. И они пребудут великими народами, на виду у всех. Впрочем, я писал уже об этом, притом многократно. Вернусь к теме "национальности" двенадцати апостолов.
Давайте, для начала, вспомним их имена:
Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. Евангелие от Матфея 10 глава.
Про Иуду Искариота мы смело можем сказать, что он был от колена Иудина: мальчику из какого-то другого колена вряд ли дали бы такое имя. Апостол Иаков, как брат Иисуса Христа, был, конечно, тоже из колена Иудина. Про других же учеников этого сказать с уверенностью никак нельзя.
Вспомним, что все ученики были выходцами из Галилеи. Да и Сам Иисус Христос, хотя и родился в Вифлееме Иудейском, вырастал в Галилее, и там же и проводил значительную часть Своего служения. Это было исполнением пророчества Исаии:
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
(Мф 4:14-16).
Исаия назвал Капернаум и прилегающую к нему территорию «Галилеей языческой» [Мф 4:15; Ис 9:1]. Напомню, что во время земного служения нашего Господа, земля к западу от реки Иордан была поделена на три основные части: Иудея на юге, Самария в центре и Галилея на севере.
Пророки ветхозаветных времен утверждали, что Мессия грядет для всех народов. Иисус ходил по всей Галилее, в самом начале Своего служения, проповедуя о том, что царство, или церковь, было уже близко:
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
(Мф 4:23).
В пророчестве Исаии, которое цитировал Матфей, говорится, что жители Галилеи языческой, увидели великий свет, когда среди них был Иисус (Мф 4:14-16).
Что же было особенного в Галилее? Почему она так привлекала внимание Иисуса Христа? Дело в том, что Галилея, располагающаяся на самом севере Палестины, была страной многоплеменной. «Галилея языческая», как называет ее Новый Завет, это перевод греческих слов Galilaia ton ethnon. Слово ethnon означает «народы» - не обязательно, кстати, языческие.
Да, в Галилее, как и в Иудее, проживали и греки, и хананеи, и разные другие народы. Но все четыре евангелия подчеркивают, что не к ним было направлено в первую очередь служение Иисуса Христа. Да, Он помог женщине-хананеянке, но тут же сказал ученикам, что сделал Он это как исключение: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева."
Евангелие от Матфея 15:24.
Раз за разом Иисус подчеркивает, что Его служение, да и служение Его учеников в ту пору направлено "наипаче к погибшим овцам дома Израилева" (Мт 10:6). Вот только слово "погибший" точнее перевести с греческого ἀπολωλότα как "потерянный". Иисус подчеркивает, что Он пришел в первую очередь послужить потерянным коленам Израилевым. А не только - иудеям.
На самом деле евангелия всегда подчеркивают враждебность иудеев по отношению к Иисусу Христу. В Иудею, в Иерусалим, Иисус обычно приходил лишь на праздники - потому что так было предписано законом для всех мужчин. В седьмой главе евангелия от Матфея мы читаем об одном из таких случаев:
"После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. Приближался праздник Иудейский – поставление кущей. Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь..."
На это Иисус сказал им: Мое время ещё не настало, а для вас всегда время... Вы пойдите на праздник сей; а Я ещё не пойду на сей праздник, потому что Моё время ещё не исполнилось. Сие сказав им, остался в Галилее."
Впрочем, Он все же пошел на тот праздник - хотя Ему этого не хотелось, хотя Он знал, что иудеи Его не примут.
Так что же такое - Галилея? Почему в ней Иисус Христос видел и находил "потерянных овец Израилевых"? Не Иудиных - но Израилевых? Обратимся к истории. В 722-ом году до Р.Х. Феглавфелассар, царь Ассирии, увел в плен обитателей верхней Галилеи и земли Нефеалимовой, и вместе с ними - большую часть одиннадцати колен Израилевых (4 Цар. 15, 29; И. Флав., Древн. 9, 11, 11, 1). Так колена эти стали потеряны. О дальнейшей их судьбе "ничего не известно" - хотя я неоднократно писал о том, что нам известно гораздо более, чем нам хотят показать. Я во многих своих статьях показываю - что сталось с этими коленами дальше. Даже до самого конца времен.
Но здесь я не буду говорить на эту тему, а лишь скажу, что Галилея была тем местом, где жили остатки тех одиннадцати колен, которые были уведены Ассирийцами в плен. Именно их иудеи и называли презрительно - язычниками. По двум основным причинам. Во-первых, в силу своей малочисленности эти колена Израиля часто перемешивались между собой, так что не всегда можно было и определить - кто к какому колену принадлежит. Это считалось "грязным" родословием. Во-вторых, они смешивались иногда и действительно с "язычниками", то есть с не израильтянами. Хотя и далеко не так сильно, как в Самарии, где остатки Ефремлян сильно смешались с теми народами, которые Ассирийцы привели на место депортированных в Ассирию Ефремлян. Но разговор о служении Иисуса Христа самарянам - это отдельный разговор.
В отличие от "смешанных" израильтян в Галилее и Самарии, которые представляли из себя жалкие остатки Северного Царства, или собственно Израиля, иудеи гордились, что они не смешаны с другими коленами и народами, и что живут на своей земле, обетованной их колену. Своих северных братьев, то есть собственно израильтян, иудеи не жаловали еще тогда, когда Северное Царство, под предводительством Ефрема, было во всей своей силе и красе. Теперь же иудеи просто презирали остатки своих северных братьев, живших в Галилее.
Но именно из их среды, из среды галилеян, Иисус Христос и выбрал Своих апостолов. Почему? Потому что только в Галилее можно было найти микрокосм Израиля - представителей и потомков всех одиннадцати потерянных колен Израилевых. Чтобы они могли потом судить все колена Израилевы - и все народы.
Апостола Андрея я считаю представляющим колено Ефрема. Почему? По многим причинам, но приведу тут лишь две основные. Спаситель сказал, что последние станут первыми. Так вот, Ефрем был младшим, последним из всех двенадцати патриархов Израилевых, почитаемых Православной церковью. Но ему были дарованы обетования первого и величайшего среди колен. Великие обетования колена Ефремова, которых, как кладоискатели, ищут, добиваются сегодня многие страны - по праву принадлежат России и славянским народам, или царям от востока, как их называет Библия. Но об этом я писал особо.
Так вот, апостол Андрей Первозванный имеет имя такое, потому что его самого первого Господь Иисус пригласил, призвал на служение. Такой честью Бог отметил Своего Ефрема. Да и имя Андрей - не случайно. С древнегреческого языка это имя переводится как «тот, кто вступает в бой», «тот, кто противостоит», по другой версии – «мужественный», «храбрый», "сильный". Это - характеристики Ефрема. Это - характеристики "удерживающего" (по-гречески - катехона) власть Зверя, противостоящего Вавилону.
А еще - вспомните служение апостола Андрея скифским, то есть, славянским народам? Как можно не учитывать такое? Ведь не попал апостол Андрей в Россию случайно? Мы знаем наверняка из Священного Писания, что пути апостолов строго направлялись Богом.
И каждый из них был послан служить тому или иному народу не случайно. Вы не задумывались об этом? А я вот задумываюсь. Ведь Иисус Христос сказал ученикам, что они сядут "на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых" - и послал их проповедовать Евангелие всем племенам и народам. И направил стопы их таким образом, чтобы они прошли через сердце тех народов, что произошли от потерянных одиннадцати колен Израилевых. К народам, к коленам, которые они будут судить. Иисус так и сказал им:
"А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому." (Матфея 10:14, 15).
Он послал их ко всем народам: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Матфея 28:19,20).
Он послал их к тем народам, представителями которых были апостолы, живя в мульти-народной Галилее. И на День Пятидесятницы Бог дал апостолам дары языков - свободно говорить на языке тех народов, к которым Бог их посылал. Их пра-пра-прадедов давно увели далеко, но они, по обетованию, образовали великие народы, и взяли в круг своих друзей и союзников все народы. Исполнились обетования, данные Богом Аврааму, Исааку и Иакову.
А теперь наступало время Богу возобновить Свой Завет, который в 722-ом году до Р.Х. Он вынужден был временно расторгнуть со Своим народом, с 11-ю коленами Израилевыми. Он расторг этот Завет, чтобы не погубить их, чтобы они, отступники, не подверглись уничтожительным язвам, которые ожидали отступников Завета, ожидали грешников (Второзаконие 26-28-ые главы).
Но теперь апостолы Иисуса Христа спешили к этим народам, каждый к своему роду-племени, чтобы возвестить им Благую Весть. Бог простил народам их грехи, потому что Сын Божий умер за них. И теперь Бог устанавливает с ними Новый Завет на крови Сына: Завет благодати, завет мира и спасения. Вот с какой вестью спешили апостолы к своим народам. С этой же весточкой я спешу и к своему, русскому народу, как спешил к нему однажды апостол Андрей из колена Ефремова. Моих статей на эти темы гораздо больше, чем ссылочек. Стоит посмотреть.
А про то, к каким коленам принадлежали другие апостолы я сегодня рассуждать не буду - я и так злостно злоупотребляю вашим терпением, дорогие читатели. Но тем, кого задело, хочу дать намек и указать вам на те земли, куда отправились апостолы. Сравните это с моими другими статьями, если тема вас заинтересовала. И перед вами развернется такая удивительная картина, такой сценарий истории, исполняющийся на наших глазах, от которых дух захватывает.
Петр — принял мученическую смерть через распятие во время гонений на христиан в правление Нерона в Риме.
Андрей — получил в апостольский удел северные земли (Скифию) и проповедовал христианство славянским народам. Распят около 70 г. н.э в городе Патры (Греция).
Иоанн — проповедовал Евангелие в Эфесе (позднее часть Византии, сегодня - Турции) где и умер в 100 г. н.э.
Иаков Заведеев (Старший) — трудился в Иерусалиме. О его мученической кончине сообщается в Деян 12, 1-2, где сказано, что Ирод Агриппа I, получивший в 41 н.э. в управление Иудею, Самарию и Идумею, арестовал «некоторых из принадлежащих к Церкви, чтобы сделать им зло», при этом он «убил Иакова, брата Иоанна, мечом». Судя по дальнейшему повествованию, это произошло в 44 н.э.
Иаков Алфеев (Младший) — согласно житию, проповедовал на юго-востоке нынешней Турции. Забит камнями около 65 г. н.э., предположительно в Мармарике.
Иуда Фаддей — согласно преданию, проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э.
Симон Кананит (Зилот) — проповедовал Евангелие в Иудее, Египте, Абхазии и Ливии. Принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа.
Филипп — проповедовал в Галилее, Греции и в Иераполе Сирийском. Принял мученическу смерть около 80 г. н.э. в городе Иераполе Фригийском, на территории Южной Скифии.
Варфоломей — проповедовал Евангелие в Малой Азии, также проповедовал в Индии и в Армении.
Матфей — о его служении после сошествия Святого Духа Климент Александрийский сообщает следующее: «Матфей первоначально проповедовал евреям; собравшись же к другим народам, вручил им свое Евангелие, написанное на родном языке. Отзываемый от них, он оставил им взамен свое Писание». Мы не знаем, каким именно "другим народам" служил апостол Матфей.
Фома — для проповеди Фоме выпала по жребию Парфия - государство, располагавшееся к Юго-Востоку от Каспийского моря и простирающееся до Индии.
Иуда Искариот — предатель Иисуса. Согласно Евангелию от Матфея, покончил жизнь самоубийством (удавился) в 30 г. н.э.
Матфий — занял место в числе 12 апостолов после предательства и смерти Иуды Искариота (момент его избрания описывается в Деяниях 1, 15-26). Проповедовал на Балканском полуострове и в Эфиопии.
Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:
"Открытая Семинария",
"Открытое Будущее",
"Открытая Библия",
"Открытая Церковь".
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.