Найти тему
Обожаю театр!

Как зарождался Новый Голливуд!

С самого начала шестидесятых годов в США произошла масса событий, взволновавших американцев и непосредственно повлиявших на колоссальные изменения в жизни страны.

Это и убийство Мартина Лютера Кинга, и повальное увлечение штатами группой «Битлз», и закрытие легендарной тюрьмы «Алькатрас», и кровавые расовые столкновения, и зверская резня, устроенная бандой Мэнсона в доме режиссера Романа Полански, где погибла его беременная супруга, актриса Шерон Тейт, и война во Вьетнаме, и многие, многие другие.

Эти события не могли не коснуться и Голливуда - главного мирового кинопроизводителя, как раз доживавшего свою «золотую» эпоху. На смену пришла новая эра американского кино, нареченная «Новым Голливудом» и продлившаяся почти десять лет.

Источник изображения: https://wallpaperscraft.ru/download/
Источник изображения: https://wallpaperscraft.ru/download/

Началом отсчета традиционно принято считать отмену «Кодекса Хейса» в 1960 г. Этот документ, принятый в 1930-м, по сути своей являлся сводом цензурных законов и правил, установленных для голливудских созидателей кинематографа.

Нарушить хоть один из пунктов - значило потерять все шансы на выпуск фильма в кинотеатрах. Многие правила были столь абсурдны и нелепы, что это буквально сковывало сценаристов и режиссеров, а на экраны бурным потоком лились откровенно посредственные картины, не представляющие особой художественной ценности. Не без исключений, разумеется.

И вполне очевидно, что отмена «кодекса» развязала руки многим талантливым молодым кинематографистам и дала им шанс прорваться на большие экраны.

Считается, что первым фильмом, отделяющим «золотую эпоху» от «нового Голливуда», стал «Бонни и Клайд» режиссера Артура Пенна, вышедший в 1967 г. История знаменитой гангстерской пары шокировала зрителя своей свободой и непредвзятостью.

Все, что было недоступно на протяжении тридцати с лишним лет - стало доступно, и это нашло на отклик у огромного количества американцев. Большой финансовый успех фильма напрямую свидетельствует об этом.

кадр из фильма «Бонни и Клайд», реж. Артур Пенн, 1967  Источник изображения: https://www.hdqputlocker.com/
кадр из фильма «Бонни и Клайд», реж. Артур Пенн, 1967 Источник изображения: https://www.hdqputlocker.com/

В следующем году выходит, на мой взгляд, самый главный научно-фантастический фильм на космическую тематику. Это «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика.

Это кинематографическое полотно не только поразило всех новаторскими решениями в области спецэффектов, но и впервые в истории научной фантастики, с помощью киноязыка, задалось вопросами о месте человека в бескрайней Вселенной.

Даже сейчас, пересматривая этот шедевр, я иногда содрогаюсь от восторга и трепета: как Кубрик ЭТО сделал?! 50-то лет назад! Непостижимо!

кадр из фильм "Космическая Одиссея 2001", реж. Стэнли Кубрик, 1968 Источник изображения: https://ruspekh.ru/announcement/item/
кадр из фильм "Космическая Одиссея 2001", реж. Стэнли Кубрик, 1968 Источник изображения: https://ruspekh.ru/announcement/item/

Атмосфернейший психологический триллер Романа Полански «Ребенок Розмари», вышедший в один год с «Одиссеей», поставил режиссера в первый ряд молодых кинематографистов Голливуда (это был американский дебют режиссера).

В 1969-м году вышел малобюджетный «Беспечный ездок» Денниса Хоппера. Этот байкерский фильм получил статус культового, так как открыл для кинематографа абсолютно новый жанр роуд-муви, кино в дороге.

И бонусом явил широкой массе великого и могучего Джека Николсона, получившего первую номинацию на «Оскар» за актерскую роль второго плана именно в этой ленте.

кадр из фильма «Беспечный ездок», реж. Деннис Хоппер, 1969 Источник изображения: https://kinoslide.ru/ru/movie/
кадр из фильма «Беспечный ездок», реж. Деннис Хоппер, 1969 Источник изображения: https://kinoslide.ru/ru/movie/

Этот период открыл миру много имен, которые сейчас чуть ли не нарицательные.
Стенли Кубрик, Роман Полански, Мартин Скорсезе, Френсис Форд Коппола, Роберт Олтмен, Боб Фосс, Уильям Фридкин, Милош Форман, Сидни Люмет, Вуди Аллен и многие другие талантливые режиссеры.

Первым признаком для конца этой микроэпохи, скорее всего, стал фильм «Челюсти» Стивена Спилберга 1975 года. Этот фильм считается самым первым блокбастером в истории кинематографа.

Концом «Нового Голливуда» считается 1977 год. Год, в который вышел фильм «Звездные войны. Новая Надежда», собравший в прокате непостижимые сборы. С этого года начинается новая эпоха голливудской кинопромышленности, известная под названием «Эра Блокбастеров».

Но еще несколько лет после окончания предыдущего периода выходили культовые фильмы в традициях «Нового Голливуда» - «Охотник на оленей» Майкла Чимино, «Дни жатвы» Терренса Малика, «Апокалипсис сегодня» Копполы, «Крамер против Крамера» Роберта Бентона, «Бешеный Бык» и «Король комедии» Скорсезе, «Лицо со шрамом» Брайана де Пальмы и др.