К открытию новой постоянной экспозиции Музея Москвы «Точка отсчета» публикуем отрывком из книги Соломонова Волкова «Москва/Modern Moscow. История культуры в рассказах и диалогах», вышедшей в «Редакции Елены Шубиной».
В этом фрагменте директор Государственного художественного музея им. А.С.Пушкина Марина Лошак рассказывает Соломону Волкову о культурной жизни столицы и судьбе культурных институций — Пушкинского, Третьяковки, «Гаража», «Винзавода», ГЦСИ и Музея Москвы — в современной Москве.
Соломон Волков: Вы говорили о таких огромных институциях, наполовину поддерживаемых государством, как Пушкинский музей, Третьяковка. А как изменилась культурная жизнь столицы с появлением таких мест, как музеи и центры современного искусства «Гараж», «Винзавод», Новый Манеж?
Марина Лошак: Москва буквально переполнена современным искусством, живым и подвижным. Мне часто приходится путешествовать, находиться в разных городах и внутри разных культурных объектов, и я с уверенностью скажу, что своей художественной энергией Москва близка только Нью-Йорку и Берлину. Речь не только о «Гараже» и «Винзаводе» — на котором я провела пять чудесных лет своей жизни, занимаясь русским авангардом первой трети ХХ века вместе с галереей «Проун», в компании с лучшими московскими галереями, которых сегодня уже практически не существует, — но и многое другое. Галерейная жизнь, в отличие от жизни музейной, в Москве сейчас находится в каком-то замершем состоянии. Потому музеи современного искусства начали исполнять роль галерей. Наш музей, который представляет современное искусство в контексте старого, занимается всем: и продюсированием художников, и пиаром, и изданием альбомов и каталогов, то есть всем тем, что обычно делают галереи. И каждый из московских и питерских музеев понимает, как важно впустить в свои стены живое искусство, совместить его с энергией традиции. Вот мы скоро откроем новое здание, музей в музее — «Пушкинский XXI», программа которого будет посвящена только актуальному искусству в диалоге с традиционным.
Наш город все больше и больше обрастает новыми точками. У всех этих институций разные лица. Московский «Гараж» сейчас существует уже на второй площадке. Я обожала «Гараж» в момент его начала, когда он находился в Бахметьевском гараже Мельникова. Там демонстрировались художники замечательные, очень важные для нас, которых мы не видели прежде, и в этом пространстве они смотрелись органично. При этом я очень хорошо отношусь и к сегодняшнему «Гаражу» — это такой, скорее, public social place, прекрасно устроенный, подающий миру важные сигналы.
Вскоре недалеко от «Гаража» возникнет второе здание Третьяковской галереи и часть этого модернистского здания будет отдана под современное искусство. Появится также уникальный объект — особое пространство развития современной культуры, которого все мы с нетерпением ждем — V-A-C, фантастической красоты площадка, под которую Ренцо Пиано реконструирует историческое здание электростанции на Болотной набережной. Огромные средства в этот проект вкладывает страстный коллекционер современного искусства Леонид Михельсон. Площадка должна открыться весной 2020 года. Строится московский филиал Эрмитажа на территории бывшей промзоны «ЗИЛ», который будет называться Эрмитаж Сontemporary.
Есть два системно работающих музея — это Московский музей современного искусства, возглавляемый Церетели, который в прошлом году был признан лучшим музеем года, и Мультимедиа Арт Музей, который возглавляет Ольга Свиблова. Он вырос из Музея фотографии и превратился в выставочное пространство, где фотография занимает почетное место, но вместе с тем здесь появляются самые разные выставки: и флюксус, и модернизм. В музее масса посетителей, у него свое ярко выраженное лицо. Существует еще Еврейский музей и центр толерантности, который также работает с современным искусством, ведет много образовательных программ. Есть фонд «Екатерина», выполняющий функции музея. Еще существует Центр творческих индустрий «Фабрика», аналогичный «Винзаводу», весьма перспективное место.
Существует и Государственный центр современного искусства, который, к сожалению, в качестве довеска был отдан Государственному музейно-выставочному центру «РОСИЗО». ГЦСИ — важная институция, работающая не только в Москве, но и по всей России, и делает очень важное дело, а мы стараемся помочь. Главное достижении ГЦСИ — созданные в разных регионах страны биеннале, Уральская Ширяевская, они объединяют художественную жизнь страны. Мы очень заинтересованы в развитии современного искусства — от Владикавказа, с его специфическими условиями, до Томска, Нижнего Новгорода, Хабаровска, Екатеринбурга, и, честно говоря, это мне кажется намного важнее того, что происходит в столице. Молодежная биеннале, премия «Инновация» — это и есть двигатель современного искусства в полном смысле слова. Нам открылись новые имена, которых мы не знали прежде и которые полюбили.
Меня часто спрашивают, не чувствую ли я конкуренции. На что я искренне отвечаю: нет, не чувствую, просто потому, что мы другие. Тут невозможно конкурировать. Люди настолько активно питаются искусством, что, если в сделанном тобою есть качество, понимание важного, — люди будут твои. Это не помешает им потом пойти в Третьяковку или в «Гараж». Пойти в Музей Москвы и посмотреть там документальный фильм. Активность публики и активность коллекционеров похожи. Это энергичные люди, которые готовы принимать искусство в абсолютно разных формах.