Найти в Дзене

«Москва/Modern Moscow. История культуры в рассказах и диалогах» Соломона Волкова

К открытию новой постоянной экспозиции Музея Москвы «Точка отсчета» публикуем отрывком из книги Соломонова Волкова «Москва/Modern Moscow. История культуры в рассказах и диалогах», вышедшей в «Редакции Елены Шубиной».

В этом фрагменте директор Государственного художественного музея им. А.С.Пушкина Марина Лошак рассказывает Соломону Волкову о культурной жизни столицы и судьбе культурных институций — Пушкинского, Третьяковки, «Гаража», «Винзавода», ГЦСИ и Музея Москвы — в современной Москве.

Книга Соломонова Волкова «Москва/Modern Moscow. История культуры в рассказах и диалогах». «Редакция Елены Шубиной»
Книга Соломонова Волкова «Москва/Modern Moscow. История культуры в рассказах и диалогах». «Редакция Елены Шубиной»

Соломон Волков: Вы говорили о таких огромных институциях, наполовину поддерживаемых государством, как Пушкинский музей, Третьяковка. А как изменилась культурная жизнь столицы с появлением таких мест, как музеи и центры современного искусства «Гараж», «Винзавод», Новый Манеж?

Марина Лошак: Москва буквально переполнена современным искусством, живым и подвижным. Мне часто приходится путешествовать, находиться в разных городах и внутри разных культурных объектов, и я с уверенностью скажу, что своей художественной энергией Москва близка только Нью-Йорку и Берлину. Речь не только о «Гараже» и «Винзаводе» — на котором я провела пять чудесных лет своей жизни, занимаясь русским авангардом первой трети ХХ века вместе с галереей «Проун», в компании с лучшими московскими галереями, которых сегодня уже практически не существует, — но и многое другое. Галерейная жизнь, в отличие от жизни музейной, в Москве сейчас находится в каком-то замершем состоянии. Потому музеи современного искусства начали исполнять роль галерей. Наш музей, который представляет современное искусство в контексте старого, занимается всем: и продюсированием художников, и пиаром, и изданием альбомов и каталогов, то есть всем тем, что обычно делают галереи. И каждый из московских и питерских музеев понимает, как важно впустить в свои стены живое искусство, совместить его с энергией традиции. Вот мы скоро откроем новое здание, музей в музее — «Пушкинский XXI», программа которого будет посвящена только актуальному искусству в диалоге с традиционным.

Государственный художественный музей им. А.С.Пушкина. Фотография Льва Раскина, 1970-е годы. Из фондов Музея Москвы
Государственный художественный музей им. А.С.Пушкина. Фотография Льва Раскина, 1970-е годы. Из фондов Музея Москвы

Наш город все больше и больше обрастает новыми точками. У всех этих институций разные лица. Московский «Гараж» сейчас существует уже на второй площадке. Я обожала «Гараж» в момент его начала, когда он находился в Бахметьевском гараже Мельникова. Там демонстрировались художники замечательные, очень важные для нас, которых мы не видели прежде, и в этом пространстве они смотрелись органично. При этом я очень хорошо отношусь и к сегодняшнему «Гаражу» — это такой, скорее, public social place, прекрасно устроенный, подающий миру важные сигналы.

Вскоре недалеко от «Гаража» возникнет второе здание Третьяковской галереи и часть этого модернистского здания будет отдана под современное искусство. Появится также уникальный объект — особое пространство развития современной культуры, которого все мы с нетерпением ждем — V-A-C, фантастической красоты площадка, под которую Ренцо Пиано реконструирует историческое здание электростанции на Болотной набережной. Огромные средства в этот проект вкладывает страстный коллекционер современного искусства Леонид Михельсон. Площадка должна открыться весной 2020 года. Строится московский филиал Эрмитажа на территории бывшей промзоны «ЗИЛ», который будет называться Эрмитаж Сontemporary.

Фотооткрытка с видом на улицу Петровка, 1929 год. Из фондов Музея Москвы. Сейчас по адресу Петровка, 25 располагается Московский музей современного искусства.
Фотооткрытка с видом на улицу Петровка, 1929 год. Из фондов Музея Москвы. Сейчас по адресу Петровка, 25 располагается Московский музей современного искусства.

Есть два системно работающих музея — это Московский музей современного искусства, возглавляемый Церетели, который в прошлом году был признан лучшим музеем года, и Мультимедиа Арт Музей, который возглавляет Ольга Свиблова. Он вырос из Музея фотографии и превратился в выставочное пространство, где фотография занимает почетное место, но вместе с тем здесь появляются самые разные выставки: и флюксус, и модернизм. В музее масса посетителей, у него свое ярко выраженное лицо. Существует еще Еврейский музей и центр толерантности, который также работает с современным искусством, ведет много образовательных программ. Есть фонд «Екатерина», выполняющий функции музея. Еще существует Центр творческих индустрий «Фабрика», аналогичный «Винзаводу», весьма перспективное место.

Существует и Государственный центр современного искусства, который, к сожалению, в качестве довеска был отдан Государственному музейно-выставочному центру «РОСИЗО». ГЦСИ — важная институция, работающая не только в Москве, но и по всей России, и делает очень важное дело, а мы стараемся помочь. Главное достижении ГЦСИ — созданные в разных регионах страны биеннале, Уральская Ширяевская, они объединяют художественную жизнь страны. Мы очень заинтересованы в развитии современного искусства — от Владикавказа, с его специфическими условиями, до Томска, Нижнего Новгорода, Хабаровска, Екатеринбурга, и, честно говоря, это мне кажется намного важнее того, что происходит в столице. Молодежная биеннале, премия «Инновация» — это и есть двигатель современного искусства в полном смысле слова. Нам открылись новые имена, которых мы не знали прежде и которые полюбили.

Провиантские склады, где с 2009 года располагается Музей Москвы. Фототипия 1904-1905 годов из фондов музея
Провиантские склады, где с 2009 года располагается Музей Москвы. Фототипия 1904-1905 годов из фондов музея

Меня часто спрашивают, не чувствую ли я конкуренции. На что я искренне отвечаю: нет, не чувствую, просто потому, что мы другие. Тут невозможно конкурировать. Люди настолько активно питаются искусством, что, если в сделанном тобою есть качество, понимание важного, — люди будут твои. Это не помешает им потом пойти в Третьяковку или в «Гараж». Пойти в Музей Москвы и посмотреть там документальный фильм. Активность публики и активность коллекционеров похожи. Это энергичные люди, которые готовы принимать искусство в абсолютно разных формах.