Найти тему
Заметки о живописи

Илья Репин. Бурлаки на Волге.

И. Репин. "Бурлаки на Волге" (1870-1873)
И. Репин. "Бурлаки на Волге" (1870-1873)

Перед нами - ясный солнечный день, жаркий и почти безветреный. Паруса на корабле спущены, флаг едва бреет.

Тяжело приходится рулевому в такой день: нужно со всей силы налегать на корабельный руль, чтобы заставить судно плыть в нужном направлении. 

Корабль идёт вдоль берега, однако без помощи ему не подойти к назначенному месту...

Для этого раньше и существовали бурлаки.

Бурлак - наемный рабочий, принадлежащий, как правило, к той или иной артели. Работал сезонно: весной или осенью. Все, что требовалось от него - идти по бечевнику (сухопутной дороге, проложенной вдоль реки) и тянуть за собой на бечеве судно. Бурлацкая работа была крайне тяжелой, однако желающие наняться на неё всегда находились. Платили довольно щедро... С распространением пароходства бурлацкий труд стал уходить в прошлое, пока в 1930-е гг. не исчез окончательно.

Вглядимся в картину.

Перед нами одиннадцать бурлаков, одиннадцать человеческих типов, находящихся в разной степени напряжения и усталости. Те, что покрепче, тянут лямку, словно бы играючи; однако тем, что постарше, явно приходится несладко.

На переднем плане мы видим крепкого мужчину с густой бородой: он целенаправленно и методично налягает на бечеву и тянет, тянет, тянет... Это "шишка" бурлаков, бригадир всей артели. Он задавал ритм движения и был главным запевалой. В артели, которую запечатлел Репин, роль "шишки" исполнял расстриженный поп по фамилии Канин.

Поп Канин (в середине), Илька-моряк (справа), солдат Зотов (слева). И. Репин. "Бурлаки на Волге". Фрагмент.
Поп Канин (в середине), Илька-моряк (справа), солдат Зотов (слева). И. Репин. "Бурлаки на Волге". Фрагмент.

Рядом с "шишкой" шли "подшишельные" - его ближайшие помощники: справа - Илька-моряк, ведающий выдачей жалованья; слева - бывший солдат Зотов - низенький, до черноты пропитанный солнцем и пылью. Во взгляде его сквозит грозная непримиримость; он явно зол на свою судьбу.

Сразу за бригадиром и его помощниками шли люди, за которыми нужно было присматривать особо. Высокий бурлак с трубкой в зубах не производит впечатления надежного человека и кажется безразличным к своей работе. Как правило, такие люди проматывали вознаграждение за работу ещё до ее окончания. Сразу за ним мы видим юношу, почти совсем мальчонку. Это Ларька, самый молодой в артели, а потому больше всего страдающий от нападок со стороны других бурлаков. Рядом с ним идёт старик, который прямо на ходу достаёт кисет, чтобы закурить.

Ларька (в центре) и старик с кисетом в руках. И. Репин. "Бурлаки на Волге". Фрагмент.
Ларька (в центре) и старик с кисетом в руках. И. Репин. "Бурлаки на Волге". Фрагмент.

Этот не прочь переложить свою ношу на плечи других, а потому за ним нужен глаз да глаз. Этим как раз и занимались бурлаки, идущие следом. Замыкает процессию мужик, задачей которого было следить за бечевой и за тем, чтобы она не цеплялась за кустарник и камни. Как видно, он достиг своего предела: бессильно свесил голову на грудь и вот-вот упадёт на горячий песок.

И.Репин."Бурлаки на Волге". Фрагмент
И.Репин."Бурлаки на Волге". Фрагмент

Да, не всем давалось бурлачество!.. Лишь человек по-настоящему сильный и выносливый мог попробовать себя в этом нелегком деле; человек, закаленный в неудачах и смирившийся со своей участью. 

Между тем, несмотря на картину тяжких мучений, развернувшуюся перед нашими глазами, мы не ощущаем безысходности.

Над бурлаками мирно голубеет небо, позади неспешно катит свои воды река. Кажется, что в этой безмятежности растворяется человеческое страдание.

Да оно скоро и закончится...Смотрите! Вдали виден первый пароходный дымок.

Близится конец бурлачеству.

Картина была принята неоднозначно. Её осуждали - и ей же восторгались.

Федор Достоевский так говорил о ней: "...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: "Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!" И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику"

И правда, Репин в первую очередь видел в бурлаках человеческие типажи, ему была не интересна социальная подоплёка бурлачества и степень эксплуатации бурлаков их хозяевами. Он писал: "...вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, — вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица!"

Возможно, именно благодаря этому нам с вами и кажется удивительно цельной эта картина. Она ни к чему не призывает, никого не осуждает...Это прекрасная зарисовка народной жизни. Не больше, но и не меньше.

Картина "Бурлаки на Волге" стала первым большим успехом молодого Ильи Репина.

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Василий Перов. Гувернантка и купец

Иван Крамской. Мать последнего русского императора