«Рынок современного искусства» — проект с молодыми художниками, запущенный в августе Василеостровским рынком при поддержке Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП). По задумке пространство рынка стало площадкой для экспонирования произведений, созданных яркими представителями молодого поколения петербургских авторов.
Первой участницей выставочной арт-программы стала Василисса Саврасова — выпускница Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Мы побеседовали с художницей и узнали, как её работы интегрировались в пространство рынка и какие темы они затрагивают, почему этот проект был ей интересен и оправдались ли её ожидания.
Василисса, расскажи, как появился этот проект и как всё это связано с Музеем искусства Санкт-Петербурга XX-XXl веков?
Вышло так: я внезапно получила письмо от куратора музея Полины Слепенковой с предложением о сотрудничестве, чему была очень рада, потому что уже давно думала, что было бы здорово поработать с этим прекрасным музеем. Поначалу не было конкретного проекта, в рамках которого я бы могла сразу что-то предложить или задействовать свои работы. А потом появился запрос от Василеостровского рынка — они искали художников, так как приняли решение сделать на территории выставочную зону, запустить какую-то историю, связанную с искусством. И Полина предложила мне в этом поучаствовать, чему я, конечно, тоже очень обрадовалась и сразу согласилась. Для выставки было решено взять работы из двух последних самых знаковых проектов: «Метасистема. Форма как слово» — я делала его в ДК Газа, который сейчас называется Домом культуры (Дворец культуры и техники им. И.И. Газа — прим. ред.), и «Невидимое и неделимое», который был представлен в пространстве «Открытые мастерские» в библиотеке на Лиговском проспекте. Противоречия в том, что мы объединили два проекта, нет, потому что они дополняют друг друга, вытекают один из другого. В принципе, как и все мои работы: они, по сути, говорят об одном и том же, все созданы на одну тему, и все эту тему развивают в той или иной вариации.
А ты могла бы эту тему сформулировать?
Начну издалека: с одной стороны, мне кажется, что это очень личные переживания, личный стимул. Любовь к рисованию была у меня с самого начала, с детства, мне это просто нравилось, именно как само занятие, процесс. Но конкретного содержания, посыла, естественно, тогда еще не было. И в какой-то момент этот вопрос встал — причем одновременно с более глобальными, жизненными вопросами, которые, наверное, каждый человек себе задаёт: кто я, и в чем смысл жизни, какие существуют взаимосвязи в мире, какова природа и суть вещей? И в какой-то момент всё стало складываться. И ответы, которые я нащупывала и продолжаю нащупывать сейчас, являются основой для моего творчества. Первым впечатлением, которое дало толчок новому творческому поиску и новому внутреннему наполнению, было ощущение — и даже практически видение — того, что под обычным взглядом на мир, к которому мы привыкли, скрывается нечто другое: идеальное, «райское» состояние, бытие вне времени, которое мы как бы не замечаем. Но в какой-то момент оно начинает проступать. Это образ вечности, с которой мы соприкасаемся, ежесекундно предстоим перед ней, и в какой-то момент вдруг видим: видим через природу и созерцание, вообще в любых мелочах.
Тогда же я задумалась и о том, что из себя представляет время, и тема времени и вечности тоже стала одной из основополагающих. Я тогда сформулировала для себя, что время — лишь условность нашего восприятия, которая дробит цельный мир на страницы, кадры, из-за которой от нас ускользают суть и целостное видение вещей. Этот образ мироздания — прекрасного, неиспорченного, которое, возможно, уже было и ожидает нас в будущем, это ощущение вневременного блаженства и умиротворения — оно было настолько сильным, что мне буквально не хватало средств для того, чтобы это всё запечатлеть. Это стало тем откровением и идеалом, который мне захотелось выразить, воплотить. Потому что эту неизбывную красоту — её сложно уловить, практически невозможно. Хотелось делать всё: и писать, и работать с объёмными формами, и сочинять музыку, и снимать видео — как бы подойти со всех сторон, чтобы прикоснуться к этому идеалу.
Очень интересно! А удачно ли получилось такие серьёзные, глобальные темы вписать в концепцию рынка и это пространство?
Мы недавно давали интервью телеканалу, и Екатерина Прочувайлова, менеджер по спецпроектам рынка, рассказала, что в этом есть некое противопоставление: базовые, «низшие» потребности сталкиваются с высокими, духовными. И в этом противоречии есть свой интерес. Но для меня здесь конфликта не существует: пространство, по сути, может быть любым. В этом даже есть некая естественность и стихийность, в противовес разделению и классификации, когда необычные образы и смыслы появляются там, где их не ожидают увидеть.
Но, знаешь, кто-то может возразить, сказать: «Нельзя же ходить в Эрмитаж с едой». Возникает противоречие, считается, что развлекательный, потребительский компонент отвлекает от чего-то прекрасного.
Если бы у нас была задача сделать декоративное решение или был бы запрос на интерьерные произведения, тогда, наверное, да, могли бы быть выбраны какие-то темы, связанные с тематикой пространства. Но задача была совершенно иная — сделать именно выставочную зону, «галерею на территории рынка». Поэтому то, что эти концепции не сочетаются, по сути даже оправдано. Это две равноправные зоны, которые соседствуют, дополняют друг друга.
Расскажи, пожалуйста, о самих работах: как они создавались?
Все мои работы, они — как части единого целого, поток внутреннего переживания жизни, и в каждой отражается то или иное впечатление или открытие. Идея приходит всегда как озарение. И смысл, только вспыхнув, сразу облекается в форму и цвета, раскрывается как образ. Рациональная же сторона творчества касается не пластики, композиции и цвета — они берутся словно «с натуры» — а именно компоновки и подбора материалов.
А в объёме ты давно начала работать?
Я с детства не только рисовала, но и лепила. В какой-то момент даже думала, что буду скульптором. Объем всегда соседствовал с плоскостью. Наверное, потому, что мне всегда было важно задействовать максимум выразительности. Поэтому позже к скульптуре и живописи добавились ещё видео и музыка. Сейчас сочетание формы, цвета и света даёт мне возможность синтезировать все доступные мне средства для достижения нужного образа. Ещё важным для меня моментом было создание не просто объёма, но именно прозрачной формы, объёма самого пространства, было важно создать ощущение густеющего и струящегося света, когда время замедляется и приближается к точке бесконечности.
Ты, как молодая художница, замечаешь какие-то особенности, важные процессы, которые происходят сейчас в художественной среде?
Я довольно закрытый человек, поэтому мало нахожусь в «тусовке». Не знаю, как у других получается совмещать общение, постоянное присутствие везде и творчество. Большую часть времени я провожу в своей мастерской и погружена в свою творческую деятельность. Наверное, чтобы понять закономерности и прочувствовать происходящие сейчас процессы, нужен более системный подход, нужно наблюдать и анализировать. Этим нужно заниматься, уделять этому время. Это может быть интересным, но у меня как у художника другие задачи, и я посвящаю именно им все свое время.
Кстати, если вернуться к теме культурных пространств — ты говорила, что давно хотела сотрудничать с МИСП. Почему?
Один раз мне там уже посчастливилось поучаствовать в коллективной выставке в 2015-м году. Нашему преподавателю, Борису Георгиевичу Зинкевичу, предложили сделать персональную выставку. И он организовал её со студентами, то есть с нами. Тогда это ещё был не МИСП, а «Малый Манеж». И там было представлено две моих работы — объёмная вещь и небольшой живописный холст. Мне запомнилось это место, в моём представлении, и по моим ощущениям это один из ярких и сильных центров современного искусства в Петербурге. Я видела там много работ, которые меня в свое время впечатлили. В музее также выставляются интересные молодые авторы.
Оправдались ли твои ожидания от проекта? Какие наблюдения ты сделала с момента его запуска?
Они, естественно, оправдались — хотя бы потому, что во всём чувствовался профессиональный подход. Большое спасибо куратору Полине Слепенковой за организацию всего процесса и Владимиру Шадрину за рекламу и поддержку в СМИ — все было на высоком уровне, и я очень рада этому. И, конечно, я познакомилась с множеством замечательных людей, которые за это время стали для меня друзьями. Я уверена, что через какое-то время отклик от этой выставки будет ещё больше. Никогда не знаешь, но любое участие в коллективном проекте через какое-то время неожиданно приносит новые возможности. Вот, например, Полина увидела меня год назад после участия в фестивале света в Гатчине. Я же тогда не знала, как это всё сложится и к чему приведёт. Любое участие в чём-то, любая деятельность приносит свои плоды: нужно просто делать — и всё будет. Наверное, так.
Беседовала Ира Садкова