В 2015 году большую часть критиков на кинофестивале в Каннах покорил новый фильм режиссера Хоу Сяосяня «Убийца» (Nie yin niang). Ответственные за награждение граждане были так поражены, что сразу же выдали постановщику приз за лучшую режиссуру.
Естественно, подобные выкрутасы заставляют заинтересоваться продуктом, тем более азиатское кино умеет удивлять. А здесь ещё и период династии Тан, стало быть, история, мечи, крестьянские восстания и все в таком духе.
Фильм, однако, совсем не об этом. Он об убийце, за которую симпатичная тетенька, умеющая ловко бить с разворота и профессионально тыкать специфическим ножиком в особо важные места. Тетенька берет заказ на одного видного китайского господина и вместо того, чтобы профессионально зарезать такого, неожиданно в него влюбляется.
Сама сюжетная основа, в принципе, неплохая. При расстановке приоритетов несколько в другой последовательности, можно бы было при использовании 15-ти миллионов долларов бюджета получить что-нибудь, вроде «Дома летающих кинжалов» или «Крадущегося тигра, затаившегося дракона».
Но режиссер «Убийцы» - Хоу Сяосянь, и поэтому кино пошло по другому пути. Сяосянь по традиции сделал фильм неимоверно тягучим. Когда подобным страдают известные и признанные постановщики, то, чтобы их не обижать, критики старательно используют слово медитативный. Так вот, «Убийца» невероятно медитативное кино. Кто-то слабо подготовленный может быть побежден медитацией уже минуте на двадцатой или даже раньше.
Львиная часть картины посвящена взглядам героев в сторону горизонта, показам различных достопримечательностей, деревьев, облаков, чьих-нибудь портков и так далее. Если в кадр попадают какие-нибудь птицы, то оператор обязательно проследит за ними до того момента, когда их уже невозможно будет рассмотреть. Снято все очень красиво, на 10 из 10, но так как кроме красоты долгое время в кадре ничего не бывает, медитация сильно затягивается и приходится смотреть на часы. Прерывают медитацию обычно появившимся в кадре китайским лицом, которое выдает что-нибудь жутко философское, после чего снова можно приступать к медитации.
Реже в кадре начинается какое-нибудь действие, вроде прохода через нескольких врагов титульной боевой тетеньки, за которую Шу Ци. Гражданку можно было когда-то заметить в фильме «Перевозчик» или, чуть позже в третьей части «Доспехов Бога». Ещё реже создатели останавливаются на каких-нибудь терках разряженных китайцев, которые решают некие важные и не сильно понятные дела.
Так любимые жителями поднебесной веревки в поединках здесь практически не используются. Без них, конечно, не обошлось, но так как бойцовская составляющая ленты занимает в лучшем случае 1% от хронометража, в воздухе по пять минут уничтожая врагов никто не висит. Местная гражданка уничтожает всех с одного удара, так что большая часть статистов даже как следует хрюкнуть не успевает.
Для очень больших любителей тишины и долгих пауз, картина тайваньского режиссера может стать настоящим праздником. Прочим гражданам фильм «Убийца» нужно обходить за несколько километров. Красиво, стильно, местами эффектно, но очень и очень медленно. И без какой-либо музыки. За неё в основном отрабатывают различные птицы и водопады.
Stay Tuned!
Без трико: 7 хороших экранизаций комиксов
Мнение об австралийском фильме Бесконечность