Сейчас модно оберегать детей от любой работы – детская эксплуатация запрещена по закону. И выходит, что маленький человек растёт, совершенно не понимая, что такое труд, не умея за собой убирать и беречь пространство, в котором он живёт. А чем же занят ребёнок? Считается, что детей надо «развивать» и «развлекать». С развитием всё понятно, это важный и нужный аспект роста. А вот с развлечениями всё гораздо интереснее – у большинства деток развлечения всего два – ежедневное и еженедельное. Ежедневное – это просмотр мультиков, просиживание часов в интернете (соцсети и и просмотр роликов по нескольку часов в день на ютуб – это развлечение по статистике, уже захватило каждого второго ребёнка). А еженедельное – это культурное развлечение в каком-то детском центре или поход в сеть быстрого питания.
И получается, что с развлечением наших детей всё просто, развлекать мы их развлекаем, а к труду приучать ни-ни. Это насилие. И вырастают такие инфантильные личности, которые не хотят и не умеют работать, которые считают, что все вокруг, и в первую очередь родители, им должны. Даже если эта дитятка – великовозрастная, и уже обзавелась своими деточками.
В таком ключе – детский труд – необходимый элемент воспитания. Раньше – в досоветское да и в советское время, пожалуй, тоже сохранялась традиция детского труда. Особенно в деревне – работы всем хватало, и дети должны были работать, привыкая к труду и образу жизни. И к моменту создания собственной семьи дети уже могли и хозяйство содержать, и детей растить.
И посильный труд ребёнка был нормой. Вопрос в том, что работали все. А сегодня в школе как выглядит детский труд? Дети драют парты под надзором учителя. Разве это справедливо? Если пространство общее – то и следить за чистотой нужно сообща. И в этом ключе, конечно, это эксплуатация. А вот если иногда, например, пару раз в году, все в школе, включая директора и техничек, проводят какие-то ремонтно-уборочные работы, вместе убирая там, где хочется, чтобы было чисто – разве это плохо? Это хорошо. Вопрос только в том, а есть ли оно, это желание? Нравится ли это детям? Добровольно ли они это делают?
А дома? Если ребёнок просит помыть посуду, или помочь накрыть на стол, посадить лук – разве это эксплуатация? Да, если заставлять. И нет, если малышу важно участвовать в процессе жизни семьи в том объёме, что он может и хочет – пусть это будет одна недомытая тарелка, или посаженные три луковицы – но это помощь. А вот наказывать трудом – совершенно недопустимо – иначе ребёнок возненавидит любой труд и в дальнейшем ему будет трудно выбрать работу и тем более удерживаться на ней на подсознательном уровне.
Благодарим за то, что вы с нами!
Читайте также: "Воспитание без наказания - как это?"