На рубеже веков в Россию врывается научно-технический прогресс, революционное движение и терроризм. Российское общество тонко чувствовало веяния и настроения, остро переживала события. Люди искали себя, Бога или высшие силы способные дать спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.
Отсюда увлечение спиритизмом, марксизмом, патриотизмом, идеи мессианства, избранности и новые трактовки православных канонов. Во времена, когда вся России переживает кризис идентичности, почему именно Лев Николаевич Толстой был публично отлучён от церкви?
Толстовцы и толстовки
Граф Толстой уже к концу XIX в. стал культовой фигурой и не только в России. Монархист, христианин, писатель, философ, член Императорской академии Лев Николаевич несколько раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе.
Именно он сформулировал популярную во второй половине двадцатого века идею непротивления злу насилием.
В своих произведениях он смело и последовательно критиковал русскую православную церковь (РПЦ), ставил под сомнение догматы о непорочном зачатии, воскрешении Христа, о триединстве Бога. Четко разграничивал церковь и вред, отрицал какое-либо посредничество между Богом и человеком. Учение РПЦ называл собранием «суеверий и колдовства».
Не он первый, не он последний. Брошюр и книжек на эту тему было выпущена масса. Вопрос кто их будет читать? А Толстого не только прочтут, но и ещё и обсуждать везде будут. Его влияние и авторитет было колоссальным. Примером тому служат «толстовцы» - последователи и почитатели философских взглядов Льва Николаевича.
В условиях нарастающего революционного движения, терроризма, убийств государственных чиновников крамола из уст такого влиятельного человека, была дополнительной угрозой государству. Он покушался на непогрешимость главного идеологического института государства – Русскую православную церковь.
Анафеме подвергнуть Толстого не решились. Официальное отречение от церкви вызвало бурю эмоций в обществе. Церковь неоднократно предлагала еретику раскаяться, но Лев Толстой так и не вернулся в лоно церкви.