Для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?...
Михаил Афанасьевич Булгаков, Мастер и Маргарита
Пока западные страны решают повседневные задачи и буксуют среди останков бюрократического Левиафана прошлого, азиатские государства строят долгосрочные планы и готовятся к будущему.
Причина разрыва проста: в одной только ассоциации государств в Юго-Восточной Азии проживают около 600 млн человек, а ее ВВП превышает $2.5 трлн. Косвенные показатели лишь дополняют центральные преимущества региона: высокую долю молодых людей и мирное развитие, продолжавшееся с 1960-х годов и обеспечившее стабильную и комфортную среду обитания и развития.
Вьетнам уверенно строит планы, связанные с развитием цифровой экономики до 2030-х - 2045-х годов - при сохранении текущих темпов, к 2029 году экономика страны может превзойти экономику Сингапура! Власти Вьетнама осознают происходящие в мире перемены и ориентируют страну на развитие инфраструктуры, сетевой безопасности, цифровых навыков и возможностей работников, модернизацию правительства, индустрию 4.0, инновации, налоговые и регуляторные реформы.
Число индонезийских интернет-пользователей растет втрое быстрее, чем в среднем по миру - тем не менее, в настоящее время Сеть охватывает лишь 56% населения. По словам президента страны Джоко Видодо, в наши дни, данные оказываются гораздо более ценным ресурсом, чем, например, нефть.
Крах старых систем
Глобальный инновационный индекс выделяет Швейцарию (первое место), Швецию и США, отводя Гонконгу, Китаю и Японии 13, 14 и 15 места соответственно и отдавая Малайзии, Вьетнаму и Таиланду 35, 42 и 43 позиции. Стоит ли говорить о том, что подобные оценки несколько не соответствуют реальности? В современном мире ключевыми драйверами развития страны становится ее возможности по захвату новых рынков и внедрению инноваций.
Китай уверенно конкурирует с США благодаря 800 млн интернет-пользователей, высокоскоростной сетевой инфраструктуре и прицелу на гибридные услуги - в качестве примера можно привести Alibaba и WeChat. Сила Ассоциации государств Юго-Восточной Азии - молодежь, которая уверенно чувствует себя в Сети и постепенно переходит в область средних и высоких зарплат.
Основные перемены, происходящие в современном мире, связаны с уничтожением “последней мили” - расстояний между людьми, физическими и виртуальными объектами. Проблема дистанций и непонимания, красочно представленная в мифе о Вавилонском столпотворении, постепенно уходит в прошлое.
Роевой интеллект
Коллективный интеллект муравейника превышает сумму интеллектов его обитателей - аналогичное явление приходит и в мир людей. Там, где в былые годы преимущества западной цивилизации опирались на гений отдельных выдающихся личностей, в современном мире подобный подход уже не кажется достаточным. Для продолжения конкуренции требуется формирование структуры нового поколения - горизонтального и децентрализованного роя, призванного заменить собой устаревшую иерархическую “пирамиду” и вдохнуть жизнь, молодость и свободу в общество.
Иными словами, для того, чтобы получить “билет на Ковчег”, народам Европы и США потребуется кардинальным образом пересмотреть действующие системы управления, образования и общественного устройства. Экономика этих стран должна будет очиститься от “элит” и паразитов и адаптироваться под кардинально иной (а зачастую - в корне отличный от привычных норм и традиций) набор требований.