«Утро понедельника» Отара Иоселиани
Переход с летнего периода к осеннему рабочему режиму ощеривается во всей своей (катастрофической!) невыносимости. Такой расклад даёт каждому из нас право отождествить себя с главным персонажем "Утра понедельника". Этот легкий штрих итало-французского кинематографа может вкрапить в нашу повседневность грузинский режиссёр Отар Иоселиани. Все мы в той или иной степени художники. Вот и Венсан, главный герой картины, каждодневный путь которого на работу уже доведен до автоматизма, таков. Вскользь замечу, что демонстрируется нам рутина с повышенной живописностью (глаз ликует). Когда же Венсан решает забыть про химический завод (такое вот неожиданное у него место работы), семью, детей, которые, кстати говоря, давно не обращают на него никакого внимания, и краем глаза (или не только краем) посмотреть мир - в кадре появляется Венеция, и тонкая живописность картины достигает своего апогея.
Кроме того, увидеть «эго» самого режиссёра в красном бархатном халате среди всей этой красоты - дорого стоит!
«Ангел» Луиса Ортеги
«Мир принадлежит художникам и преступникам»
«Ангел» - эффектная криминальная драма о судьбе аргентинского мальчика Карлоса (с лицом златокудрого Лоренцо Ферро), родившегося чертовски (зачеркнуто) ангельски красивым. И, логично было бы предположить, что жестоким, раз на его счёту около 11 убийств, а в ответ на родительский вопрос «разве мог все это сделать нормальный человек» из уст Карлоса (зачеркнуто) Карлитоса (так-то лучше) прозвучало удивленное, даже недоумевающее - «да». Однако рискнем предположить, что после просмотра фильма Луиса Ортега понятие «жестокость» будет последним из пришедших на ум характеристик героя. А вот мысли о пределах человеческой эмпатии и том, насколько деформированным может являться индивидуальное восприятие реальности, с каждым получасом станут возрастать в геометрической прогрессии. Под занавес упомяну, что картина взросла на реальной истории: настоящий Карлос не покидает тюрьмы с 1972 года.
«Очаровательная проказница» («La belle noiseuse») Жака Риветта
Внедрять изящную, в приглушенно-изысканных тонах атмосферу в нашу обыденность необходимо. Посему - обращаем взоры вновь к французскому кинематографу. Как- никак, у него мощные рычаги давления на реальность (и сердца эстетов). И фиксируем эти самые взоры на фильме 91 года со звучным французским названием "La Belle Noiseuse" Жака Риветта.
Герои осваивают искусство и любовь как инструменты познания, идентифицируя себя с "мертвой натурой". Вопросы «почему именно с мертвой» и «каким образом эта натура оказывается подлинно живой» - повествовательная база, с которой по-французски тонко работает один из любимцев Жиля Делеза (!) Жак Риветт. В основе картины лежит классический текст, повесть Оноре де Бальзака "Неведомый шедевр". Искушённый зритель (тем более - читатель) не сможет не прочувствовать лёгкую дорианогреевскую дымку. Стоит предположить, что она, эта самая дымка, ещё один повод даровать своё визуально-эмоциональное усилие фильму. Вскользь отмечу, что оценён он был и задолго до нас - получил гран-при Каннского фестиваля.