или «другие» виды монтажа.
Монтаж – это не про склейки.
ну вы поняли
Пройдёмся тезисно о всем известных, но неосознанных вещах.
В монтаже важные элементы не должны быть явными, а нужно это для того, чтобы зритель был активен.
«лучший монтаж тот, которого не видно.
тот, который не бросается в глаза»
если брать за правду, что кадр – ячейка монтажа, отсюда мы вспоминаем о том, что столкновение двух эмбрионов (то есть кадров), создаём конфликт 2х рядом стоящих кусков.
Далее Эйзен придумал и осмыслил монтаж аттракционов.
В принципе.. можете погуглить.
По сути моей говоря. Монтаж аттракционов это не что-то в единственном числе. Это целый парк развлечений, который подразумевает за собой сколь угодно много средств воздействия на зрителя. В кадре и в их столкновении. Аффективная бормотуха, однако.
Таким образом. Важный моментик .
«Красота» склейки достигается как раз при помощи этого. При помощи движения, при помощи времени. Либо в сочетании, либо внутри кадра. Собственно, тут-то нас и берут за шкирман. И тащат внутрь сказочки. И мы забываем на чём сидим.
То есть.. каждый кадр должен служить окном и проводником в мир вымышленный.
Типология монтажа
- Метрический монтаж
строится на логике, в которой учитывается временной аспект, а основным его критерием абсолютные длины кусков.
на мой взгляд тут есть противоречия, но кто будет спорить с СергейМихалычем
- Ритмический монтаж
здесь длина+содержание кадра.
здесь идёт речь о движении как таковом.
- Тональный и обертонный
ну здесь конечно посложнее.
речь идёт про движение, форм и интенсивность внутри кадра.
и поскольку мы внутри кадра, то мы здесь говорим о колебаниях.
колебания – это обобщающее понятие, объединяющие особые формы построения кадра, светотень и работа с ней, взаимодействие разных форм и эмоциональное звучание кадра. в свою очередь, то монятие можно разделить на «доминантные» и «маргинальные» характеристики (можете сами придумать ещё на какие).
Так вот тональный монтаж отвечает за доминантные колебания, а обертонный за изменчивые (маргинальные) элементы кадра.
Такие дела.
Эти 4 вида монтажа функционируют по принципу «стимул-реакция» (привет, Павлов). собственно монтажным построением (готовая таймлиния) они становятся тогда, когда они вступаю в конфликт взаимоотношений друг с другом.
Есть ещё -над- всем выше сказанным.
Интеллектуальный монтаж. Это запредельная тема конечно.
тут требуется от зрителя следовать за мыслью автора, который он передаёт через изображение. И это важно.
Поскольку (в идеале) звук может лишь дополнять, но никак не брать на себя внимание. И речь не о громкости, а о присутствии. можно сказать, что звук – маргинальное колебание.
Пока Эйзен расщеплял и собирал вновь. Андре Базен не считал вообще нужным говорить и думать про монтаж.
В принципе у нас сейчас этих Андре Базенов.. вэри вэри много.
Однако, Базен говорил про искусственную реальность, созданную при помощи монтажа, но лишь потому что направлено это было в сторону пропаганды.
В этом разница между вами и Андре Базеном.
Хотя и тут он скрыто восхвалял монтаж, очевидно понимая, какая в этом сила.
Как-то так, товарищи.