Найти тему

Новый учебный год: чего стоит опасаться

Опасение 1: учителя

На самом деле, очень сложный переходный период из начальной школы в среднюю, именно потому, что появляется много новых педагогов. И даже не один, а от девяти до тринадцати новых педагогов. И, конечно, сразу возникает проблема выстраивания отношений с учителем.

Я бы сказала, что к этому нужно готовить ребенка, и по большому счету поговорить о тех моделях поведения, которые могут быть у ребенка, например, в случае возникновения конфликтных ситуаций. Я бы советовала родителям как можно больше разговаривать, особенно в первые дни посещения школы, когда правда выстраиваются эти отношения.

Это нужно для того, чтобы родители сразу услышали негатив по поводу учителя или, наоборот, позитив и увидели проблемные ситуации в взаимоотношениях ребенка с учителем не тогда, когда это уже зашло в тупик, когда решать эту проблему бывает невозможно. Единственное решение уже в этом случае – перевести ребенка в другой класс или в другую школу, потому что понятно, что конфликт практически не решаем.

Именно поэтому как можно больше разговаривайте с ребенком и узнавайте, что он чувствует, например, по отношению к этому учителю. Возможно, следует объяснять позицию учителя, что, может, он не специально придирается, а просто хочет «лучшего» для всех, в зависимости от самой ситуации. По большому счету, это про то, чтобы «подложить соломку» во взаимоотношения ребенка и учителя.

Опасение 2: второй язык

Проблема со вторым языком, однозначно, волнует очень многих родителей. Я бы здесь говорила про мотивацию изучения вообще разных языков, про то, что насколько сегодня важно быть «человеком мира», человеком, который владеет двумя-четырьмя языками, и как это важно для будущего, для работы, для возможности путешествовать, выстраивать отношения с людьми разных национальностей. Вот тогда есть понимание «зачем я это учу».

Изначально для ребенка это своего рода «мертвые» языки, которые он нигде не применяет, поэтому, конечно, новые слова становятся очень сложными. Вообще учить язык, не погружаясь в языковую среду, очень сложно, поэтому можно смотреть, например, мультфильмы на английском или немецком – в общем, какие-то вещи, которые помогут ребенку ощутить себя в этой среде.

Понятно, что идеальный вариант – поехать в эту страну, с английским или с немецким языком, дать почувствовать ребенку возможность применить его знания, хотя бы совсем маленькие.

Опасение 3: деньги на учебу

К сожалению, здесь на самом деле без комментариев. Скорее всего, подготовка к школе отразится на бюджете 60-70% семей, по крайней мере, нашего региона. Единственное, что бы я посоветовала, это «использование дважды». Например, те же атласы можно использовать дважды.

Смотрите на тех, кто закончил этот класс, и общайтесь, чтобы можно было взять и использовать. К сожалению, сейчас на самом деле много карт, тетрадей на печатной основе, которые используются только один раз, но вторичность может касаться тех же атласов или учебников.

Опасение 4: школа повергает в уныние

Учеба будет повергать в уныние, если вы не сформировали умение ребенка делать самостоятельно домашнюю работу. И чем дальше продолжается то, что ребенок не делает домашнюю работу без вас, тем сложнее ему «спрыгнуть» с этой ступени самому. У ребенка формируется ощущение, что он без родителей ни на что не способен, и поэтому ему так намного проще.

Я слышала от многих родителей жалобы по поводу того, что ребенок может сидеть до 8 вечера, ничего не делать и ждать, когда они родители придут с работы, чтобы начать делать домашнее задание, ссылаясь на то, что он сам чего-то не понимает, не может разобраться. Чаще всего это – лукавство. И это правда про то, что самому трудно себя заставить начать делать домашнюю работу, заставить себя подумать и понять. Намного проще спросить у родителей.

Я всегда стою на позиции того, что помощь нужна, может быть, в первые две недели в первом классе, когда начинают задавать домашнюю работу. Дальше в основном 80% домашних заданий ребенок должен делать сам. Да, так, как он может, как у него получается. А постоянные вопросы «Мама, а как здесь делать?» разучивают ребенка думать самостоятельно, он просто перекладывает эту ответственность на вас. И это очень плохо, потому что это тот посыл, с которым в жизни.

Ему будет всегда нужен помощник, который расскажет, как делать, поможет – в общем, возьмет эту ответственность на себя. Это разговор о воспитании ответственности за то дело, которое является на сегодняшний день основным для ребенка – его учеба. И вы можете проверить уже сделанную работу, или, возможно, помочь с отдельным сложным моментом, но это не каждый день.

Скорее, больше как исключение, чем практика. Вообще очень правильно, чтобы у ребенка к 6 часам, если у него есть время, домашняя работа должна быть сделана. С момента, когда вы приходите домой, - это ваше время для родительского общения, для совместного похода в кино, пробежки на лыжах, для разговора. Это время не для домашней работы, потому что вы загоняете себя в очень жесткие рамки, и школа действительно становится каким-то ужасом, именно вашим ужасом, родительским.

Однако программа в школе зачастую не соответствует возможностям для понимания ребенка. Литературные произведения, которые изучаются в школе, для современного ребенка это что-то невероятное, больше как старинная фантастика. Например, для ребенка «Нива» - это скорее марка машины, чем засеянное поле. Вот такие вещи в школе чаще всего не объясняют. По большому счету, для этого и нужен интернет.

Опасение 4: отношения с одноклассниками

Стоит опасаться отсутствия взаимоотношений и взаимопонимания с одноклассниками. Если у ребенка этого нет, то часто школа и уроки превращаются в «отсидку» и напряжение по поводу «как бы меня не обидели».

Если нет безопасной обстановки во время урока, то ребенку не до учебы, ему бы просто выжить, сохранить свои границы так, чтобы не было больно от обидного слова или взгляда. Это тоже достаточно большая проблема и большие опасения, которые могут возникнуть, особенно, если ребенок переходит в новый класс.

Опасение 6: усталость ребенка

Опасения про усталость, которая накапливается у ребенка, и в какой-то момент вы видите, что ему трудно вставать, и он с абсолютным нежеланием идет в школу. На мой взгляд, родители очень четко должны следить за состоянием ребенка и понимать, что он уставший. Может, ему дать один свободный день и позволить не ходить в школу. Это будет более эффективно, чем отругать его и отправить в школу. Это не будет иметь никакого положительного результата.

Подводя итог, можно сказать одно – следите за ребенком во время учебы. Наблюдайте за его состоянием, настроением, обсуждайте день, его проблемы и успехи. Ребенку важно видеть, что он не один, он должен знать, что с ним всегда будут рядом.