Найти в Дзене
Везение в бизнесе

Польский поход. Часть 3.

Продолжение.

Все части смотрите тут

Король Станислав Август Понятовский сложил свои полномочия.

Несколько абзацев посвящу этому королю-неудачнику. Сначала судьба его баловала. Он был красавец и обаятельный мужчина. Обаял он и Екатерину, которая в во время их романа еще не была императрицей. И с карьерой все шло пучком - разные политические силы протолкнули его на польский престол.

Король Станислав Август Понятовский
Король Станислав Август Понятовский

Он долго правил страной, заодно занимался подъемом культурой - закупал для Варшавского музея мировые художественные шедевры. Но в какой-то момент что-то пошло не так. Раздел королевства, интриги, отречение от престола.

Он рассчитывал, что после отречения примут в Петербурге с почетом. Что собственно Екатерина ему и обещала. Но, вот незадача, обещание бывшая любовница не выполнила. Станислава даже в Петербург не пустили. Он несколько лет жил в Гродно.

Правда, императрица заплатила за все его личные долги, которых он успел накопить в достаточном количестве. Но Станислав пережил Екатерину. А ее сын Павел, когда сменил матушку на российском престоле, исправил «недоразумение» и пригласил Станислава в Петербург. В качестве апартаментов предложил бывшему монарху Мраморный дворец, построенный Ринальди. В этом дворце Станислав довольно скоро как-то странно помер. Подозревали отравление.

Похоронили Понятовского с почестями в костеле Св. Екатерины на Невском проспекте. Но и после смерти его останки не могли найти покоя – это отдельный сюжет: они переносились с места на место вплоть до 1988 (!) года. Сначала Сталин, потом Горбачев принимали участие в передаче их польской стороне. А поляки не захотели похоронить Станислава в Кракове, где покоятся другие короли. Сейчас он лежит в Варшаве. Бедняга! А Мраморный дворец лично мне близок, потому что там меня в 1970-е годы принимали в пионеры. J

Возвращаюсь к истории Польши. Итак, в конце XVIII века на следующие 120 лет польское государство исчезло с мировой карты. Поляки рыпались, но каждый раз восстания подавлялось. И только в 1918-ом году по Брестскому миру (потом подтвержденному Версальским договором) Польша опять появилась на карте Европы. Помните у Маяковской в «Стихах о советском паспорте»?

На польский — глядят,
как в афишу коза.
На польский — выпяливают глаза
в тугой полицейской слоновости —
откуда, мол, и что это за
географические новости?

продолжение следует...

Благодарю за внимание! Чтоб я понимал, что вам интересны мои материалы - нажмите лайк (большой палец), пишите комментарии - обязательно отвечу!

И не забывайте подписываться на мой канал - честная правда от директора петербургской типографии!