Однозначно десятка из десяти и место в папке «Любимое». Редкая картина настолько насыщена интересными деталями, чтобы каждый персонаж, каждая сцена, каждый костюм и каждая шутка мне нравились. Кроме того, я очень-преочень люблю сказки за хэппи энд. А именно этого не хватает в жуткой истории Тейт—Полански. Поэтому тарантиновский пересказ мне понравился.
Америка на закате 60-х
Once Upon a Time... in Hollywood совсем не про реальных Шэрон Тейт и Роман Полански, а про нереальных — стареющую звезду американских вестернов Рика Далтона, его сыграл Леонардо Ди Каприо, и дублера-каскадёра Клиффа Бута, которого исполнил Брэд Питт.
Ди Каприо и Питт могут любую драму, триллер, ужас превратить в сказку, настолько они прекрасные. И в этот раз всё так.
Представьте. Америка. Конец 60-х годов. Закат «золотого» Голливуда. Воздух плавится от градуса пацифизма, цветочности, вседозволенности, рекламы, крутых тачек, полуголых тёлок и любви. Однако здесь только на первый взгляд всё хорошо и благополучно, на самом деле по всем фронтам разворачивается трагедия, которая очень скоро приведёт к стагфляции, СПИДу, скандалам и прочей дряни, которую можно назвать социальной катастрофой и экономическим тупиком.
Вот, в этой атмосфере оказываются все герои картины и реальные и нереальные, и кинозвезды, и хиппи, и герои войны во Вьетнаме, и стилисты, и продюсеры…
Огнемёт в руках Ди Каприо
Все герои остро чувствуют надвигающиеся перемены, и, конечно, сложно этот процесс переживают, а может и несложно, но точно каждый по-своему.
И если Клиффу, герою войны во Вьетнаме, кажется, что любое море по колено, любое дело по плечу, то у стареющего Далтона, играющего отпетых мерзавцев в вестернах, с настроением явные проблемы. Ещё в начале фильма он впадает в истерику, да так, что его колбасит до самого финала, пока в руки не попадает огнемёт.
Способность весело и гармонично жить в любых обстоятельствах есть только у Клиффа. Даже при том, что он задирает всех на площадке, далеко не всем нравится, его считают засранем, он живет убого в грязном трейлере с собакой, в нём нормального и настоящего больше, чем во всех голливудских красавицах и красавицах, в этих хиппи, которые только кажутся насквозь пропитанными любовью, на самом деле полны дерьма.
Когда в проброс возникает эпизод, где герой Питта выглядит откровенным злодеем, ведь он «случайно» убивает свою женушку, что вообще-то ни на грамм не смешно, всё равно ржёшь, ловишь себя на мысли, которую озвучил какой-то чувак с последнего ряда: «Я бы тоже её пристрелил».
Брэд Питт с ножом в бедре
Клифф Бут одинаково спокойно разбирается с покосившейся телевизионной антенной, придурковатым хиппи на ранчо, отказывается от минета несовершеннолетней «Киски», легко выходит на поединок с Брюсом Ли и впечатывает легендарного сухобздея в машину, даже под кислотой он легко расправляется с бандой очумевших хиппи. Клифф решает любые проблемы на раз-два-три и даже в удолбанном состоянии с ножом по самую рукоять в бедре не теряет контроль над собой и ситуацией и свой шутейный настрой.
Клифф как глоток свежего воздуха в этой тревожной и удушливой атмосфере фильма, в которой вот-вот произойдет что-то нехорошее. Но он так уверен в себе, что рядом с ним уже не сомневаешься, что все будет хорошо.
Брэд Питт отлично сыграл мужиковато-простоватого каскадёра, на контрасте выступил Ди Каприо в образе стареющей, пьющей и бесконечно плачущей звезды. Он так сильно переживает, что не добился голливудских высот, а уже всё, кажется, покатился вниз. Зато герою Ди Каприо однозначно повезло с Клиффом. Ах, если бы Тейт-Полански тоже так повезло, но, увы, нет.
Трикстеры в сказках
Если вспомнить, во многих сказках есть герои, которые не могут справиться с испытаниями, ниспосланными на них судьбой, тогда откуда ни возьмись на подмогу приходит тот, кого по-умному называют трикстер. Как правило, это простой бедный крестьянин, который с помощью своей сообразительности и ума без борьбы, каким-нибудь необычным способом, дурачит чудовищ, побеждает злодеев, в общем как-то по-доброму и по-хитрому избегает разных опасностей. Кот в сапогах — классический пример трикстера.
Но в сказке, рассказанной Тарантино, это не один герой, как можно подумать сразу же на Бута, плюсуйте сюда и героя Ди Каприо тоже.
Эти два выдуманных персонажа как отпетые поганцы забрались в жуткую, но хайповую историю, обкурились, набухались и переписали её к херам на свой лад и манер, придав всему повествованию ироничный, шутливый настрой.
Это радио, Карл!
Если кто-то думает, что музыкальная библия фильма — это классические Deep Purple, Paul Revere & the Raiders или The Mamas and the Papas, то нет, вы не угадали. Это радио!
В коллажное, яркое и ляписное настроение фильма гармонично встраиваются короткие нарезки из рекламных джинглов самых популярных радиостанций того времени: KHJ или Boss Radio.
Для меня, одно из лучших мест в фильме — чтение рекламы Tanya Tanning Butter. Диджей просто кричит о том, как нужен нам этот продукт для загара.
Градус агрессивного позитива растёт к завершению. В финале Тарантино вставил всё своё любимое — отборный трэш с кровищей, трупами, выстрелами, ножами, истерикой и тем самым огнемётом, о котором я уже упоминала.
Как бы хотелось всем
Несмотря на это развеселье, в финале от хорошего настроения остаётся лишь послевкусие. Тарантино ставит невероятно печальную мелодию Miss Lily Langtry (исполняет Maurice Jarre, 1972) из американского комедийного вестерна «Жизнь и времена судьи Роя Бина» и несмотря на «хэппи энд» Once Upon a Time... in Hollywood именно финальная мелодия заставляет развеселившихся вернуться в реальность.
Если вспомнить рекламный слоган вестерна: «Даже если эта история — вымысел, она могла бы случиться наяву», то он звучит как логичный эпилог всего фильма, в котором Тарантино словно диджей на радио рассказал историю Тейт—Полански, так как ему хотелось, как наверное всем хотелось бы её рассказать.
И мне, и мне тоже…