Найти в Дзене
Александр Литвин

Может ли существующая система образования воспитывать гениев?

Существующая система образования, на мой взгляд, представляет собой простейший способ обучения и направлена на эмпирическое развитие ученика в той или иной области знаний. Успех выпускника школы — это, скорее всего, случайность, нежели закономерность. Крайне низкий коэффициент полезного действия связан прежде всего с высоким уровнем отличий одного человека от другого. Сама по себе унификация процесса является практически непреодолимым препятствием на пути прогресса ребенка.

На начальном этапе ликвидация безграмотности была главной задачей советской школы, но под безграмотностью понималась исключительно способность читать и писать и не более того. Этот процесс не имеет никакого отношения к образованию, так как умение читать и писать — это не знание, а инструмент. Инструмент этот универсален и овладеть им может любой. Но, отождествив способ получения информации с самой информацией, общество сделало стратегическую ошибку, которая со временем все больше накапливается и в конечном итоге приведет к существенному регрессу основной массы людей. 

Проблема связана с тем, что не все люди могут быть одинаково успешны во всех дисциплинах. Наша индивидуальность и многогранность требует индивидуального подхода, который крайне сложно обеспечить. Многие педагоги жалуются, что дети не проявляют интереса к предмету, но мало кто из них задумывается, почему так происходит. Почему ребенок в период летних каникул ни разу не заглянет в учебник математики, если ему не напомнить об этом. Потому что ему не интересно. Ни предмет, ни способ его изучения, ни учитель. 

Последствия такого образования крайне печальны: они вынуждают родителей договариваться на всех уровнях о хороших оценках и преференциях на ЕГЭ. Выпускники школ соревнуются не в знаниях, а в связях, и в результате мы плодим специалистов очень низкого уровня. Ни для кого не секрет, что выпускники высшей школы в подавляющем большинстве не готовы к профессии, так как специфические исследования в тех или иных областях намного опережают уровень знаний, которые дают школы и в вузы. 

Выход из этой ситуации есть. Он заключается в необходимости дифференцированного подхода к каждому ученику и изменению оценочной системы уровня знаний.

Гении не перевелись, но реализоваться им становится все сложнее. Я надеюсь, что исследования в области генетики и психологии дадут свои плоды и помогут обосновать важность индивидуального подхода, хотя в настоящий момент ожидать перемен не приходится, так как школа на сегодняшний день представляет собой барьер, не преодолимый для большинства.