Найти тему
Лавка старины

Кобальтовое очарование

Напольная фарфоровая ваза «Голубки», художник Олейник Е. А., ЛФЗ, 1956 г.
Напольная фарфоровая ваза «Голубки», художник Олейник Е. А., ЛФЗ, 1956 г.
Кобальтовая чайная пара «Лыжники», ДФЗ Вербилки, 1930-е гг.
Кобальтовая чайная пара «Лыжники», ДФЗ Вербилки, 1930-е гг.
Статуэтка «Хозяйка медной горы с каменным цветком», скульптор Шушканова Л., Гжель, 1950-60 гг.
Статуэтка «Хозяйка медной горы с каменным цветком», скульптор Шушканова Л., Гжель, 1950-60 гг.
Фарфоровый чайник «Цветы» в классической гжельской росписи, автор Азарова Л. П., Гжель, 1970-80 гг.
Фарфоровый чайник «Цветы» в классической гжельской росписи, автор Азарова Л. П., Гжель, 1970-80 гг.

Кобальт — металл серебристо-белого цвета с синеватым или розоватым отливом. Он используется в различных отраслях промышленности, технике и медицине, однако наибольшую роль кобальт играет в росписи фарфора. Кобальтовая роспись является традиционной в декорировании фарфора, которая при обжиге приобретает глубокий синий цвет. Синий декор выявляет и подчеркивает лучшие качества материала, его прозрачность и белизну. Благодаря этому химическому элементу мы можем наслаждаться фигурками и посудой, красивыми вазами и предметами интерьера приятного синего цвета.

Название элемента происходит от имени мифических духов гор — кобольдов (нем. Kobold - домовой, гном), которые, согласно старинным германским поверьям, обитали в горах и рудниках. Наиболее полно уникальные красящие свойства кобальта проявляются в подглазурной росписи, процесс этот сложен и трудоемок. Кобальтовая краска, имеющая природный серо-черный цвет, наносится на пористый неглазурованный черепок, что требует быстрой и уверенной руки художника. Затем изделия покрываются слоем глазури и обжигаются в печи. Под действием высокой температуры рисунок приобретает синее окрашивание, появляется некая мягкость, гармоничность и сочность росписи.

Помимо прекрасных декоративных качеств, кобальтовая роспись отличается прочностью благодаря защите твердой и прозрачной глазури. Неудивительно, что красивый и одновременно практичный фарфор с кобальтовым декором на протяжении многих веков пользовался неизменной популярностью. В роскошных парадных сервизах, вазах, скульптуре времени правления Екатерины II и Александра I белый фарфор, синий кобальт и золото соединились в совершенных пропорциях, гармонично сочетаясь с формой. На протяжении всего 20-го века многие отечественные фарфоровые производства использовали кобальт в росписи своих изделий, но особенно в этом преуспели гжельские мастера. Классическая гжельская роспись фарфора кобальтом, стала не только визитной карточкой Гжели, но и символом России, узнаваемым во всем мире.