Найти тему
Республика Татарстан

Магия молочных символов

Прилавки наших торговых объектов изобилуют молочной продукцией, в том числе изготовленной с добавлением пальмового масла. Растительные заменители значительно удешевляют производство, позволяют увеличить сроки хранения продуктов и снизить цену их реализации, а потому весьма популярны у производителей.

И всё бы ничего, сообщай продавцы честно покупателям о том, что использовали в производстве растительные ингредиенты. Но вот в прошлом году Россельхознадзор провёл экспертизу молочной продукции, выставленной на прилавках магазинов, и оказалось, что более 20 процентов – фальсификат. То есть на этикетке заявлено, например, что это сыр, а на самом деле это сырный продукт, в составе которого не оказалось никаких жиров животного происхождения. Продукты, содержащие заменители молочного жира, дешевле и, безусловно, имеют свою нишу на потребительском рынке, но покупатели должны иметь возможность покупать товар с открытыми глазами. Мы хотим знать, что приобретаем натуральный продукт, а не имеющий в своём составе растительные жиры.

С другой стороны, люди с непереносимостью лактозы смогут быстро найти подходящий им молочный продукт, произведенный из пальмового, соевого, горчичного, кукурузного, рисового, кокосового, сурепного, рыжикового и любого другого растительного масла (жира). В свою очередь новые правила выкладки в магазине позволят честным производителям привлечь внимание потребителей к своей натуральной молочной продукции.

КАК ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ

Добавить честности молокопроизводителям призван новый порядок реализации молочных продуктов, вступивший в силу 1 июля 2019 года. Это так называемое требование о раздельных полках, согласно которому в торговых сетях должно быть предусмотрено разделение продуктов с растительными компонентами и натуральных, чтобы покупатель мог визуально отличить эти два вида продукции.

Каждая торговая сеть в рамках законодательства сама решает, как помочь покупателям сориентироваться в выборе необходимого товара. Это могут быть значки или цвет на ценниках, надпись «Без заменителя молочного жира», «С заменителем молочного жира» или аббревиатуры БЗМЖ  и СЗМЖ. Продавцы могут размещать натуральные продукты вместе на полках, но визуально отделив их от ненатуральных. Самый лучший вариант – располагать их на совершенно разных полках и даже витринах, тогда покупателям не придется тратить время на изучение надписей.

КАК ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ

Соблюдают ли магазины новое требование о разделении молочных и растительных продуктов? Мы обошли магазины в радиусе одного километра от офиса нашей редакции, и вот что у нас вышло.

Первым магазином, который мы посетили, стал супермаркет «Корзинка» на улице Вишневского в Казани. Торговые площади здесь арендуют разные предприниматели, так что молочка продаётся в нескольких точках. Наиболее широкий ассортимент представлен на прилавках Зеленодольского молочноперерабатывающего комбината. Здесь натуральным, без заменителей молочного жира продуктам отвели целые витрины-холодильники, причём в отдельную группу выделили продукцию для детей, а большие вывески недвусмысленно оповещают покупателей о качестве и составе продукта. Это как раз тот самый идеальный вариант.

Проходим дальше и натыкаемся на фермерский прилавок. Огромный аншлаг «Рыбно-Слободский район», надписи на витрине «Натуральный зернистый творог», «Молоко непастеризованное подлежит кипячению» да ценники – вот и вся информация. О новых правилах выкладки продавец знать не знает, ведать не ведает.

Так же, впрочем, как и её коллега, торговавшая белорусским сыром вперемешку с местной молочной продукцией. Задаём вопрос: «Почему у вас молочные продукты не имеют никакого обозначения?» Продавец искренне удивляется: «А зачем это? И так ясно, если сыр дорогой, значит, натуральный, если дешёвый, то ненатуральный!»

Магазин «Пятёрочка» по площади такой же, что и «Корзинка», но располагает более широким ассортиментом. Здесь не стали выделять отдельные полки для натуральных и молокосодержащих изделий. Продукты с заменителями молочного жира расположены вперемешку с натуральными. Однако на ценниках есть обозначения БЗМЖ,  если очень приглядеться, их даже можно увидеть.

«Вы знаете, что за продукт берёте?» – спрашиваем у пожилой покупательницы. «Сыр, что же ещё!» – отвечает та уверенно. И каково же было её удивление, когда она узнала, что приобрела сырный продукт и что четыре буквы – это не просто украшение на ценнике, а важная для неё информация. «Пятёрочка» соблюдает закон, но всё же, наверное, лучше, если бы эта торговая сеть, ориентированная на бюджетного покупателя, давала развёрнутую информацию.

«Магнит», например, не стесняется подробно расписывать на всех ценниках: «Без содержания заменителей жира» либо «С содержанием…», и это не отпугивает покупателей, а, напротив, внушает доверие.

Региональная торговая сеть «Бахетле» ограничивается четырьмя буквами, и молочное на прилавках размещено рядом с немолочным. Но зато в торговых залах есть плакаты, объясняющие новую маркировку.

Мы обошли ещё несколько магазинов и пришли к выводу, что ретейл в основном пошёл по пути наименьшего сопротивления – выбрал способ выкладки товаров с дополнительным оформлением ценников буквами БЗМЖ. Думается, торговые сети, которые дорожат своей репутацией, в конце концов пойдут на максимальное извещение клиентов о продукции.