Найти тему
Хижина Дяди Тома

О детском YouTube для взрослых

Хотел запилить крутую подводку для этого выпуска #ПАПАВСЛУХ. Что-то типа: «вы серьезно думаете, что понимаете окружающий мир??». После получаса перебора в голове всех креативных вариантов, достал огромный болт и положил его перед монитором. Пусть напоминает, что порой нужно идти быстрее к самой теме. А говорить (точнее я – писать, а вы – читать) будем про YouTube и детей. Но, исключительно по-взрослому. В общем – свет, камера, мотор.

Сначала факты.

YouTube – одна из самых популярных социальных сетей в России, а по данным Statista – даже опережает великий «Вк». Если же верить Mediascope – видеохостинг опережает по месячному охвату не только интернет-ресурсы, но даже большинство каналов российского ТВ, отставая только от «Первого».

Иными словами – это 82% населения нашей родины в возрасте от 18 до 44 лет по состоянию на 2018 год.

Суховато? Это просто, чтобы показать масштаб. А для разбавки – ловите пару иллюстраций о популярных персонах и их каналах.

Вот вам статистика по каналам тех, кто «рвет» радиостанции:

на июль 2019
на июль 2019

А вот – герои немного другого формата:

на июль 2019
на июль 2019

Заметно, что те, кто несет в наш мир не только ноты, но и информацию – обладают более выраженной фан-базой на YouTube. Согласитесь, пять и семь миллионов преданных подписчиков – это очень даже солидно!

Но как же обстоят дела у детей? Я и тут постарался – красиво оформил, чтобы глазу приятно было:

на тот же самый июль 19-го
на тот же самый июль 19-го

Собственно – так и обстоят… 32! ТРИДЦАТЬ ДВА МИЛЛИОНА, КАРЛ! К слову, это одни из самых популярных русскоязычных каналов на YouTube вообще. Делают их дети вместе со своими родителями, которые помогают и в съемках, и в ведении канала и во всем остальном.

По оценке World Jam, канал Насти Лайк приносит примерно 1,5 миллиона рублей в месяц, а юная Miss Katy зарабатывает в районе 37 тысяч долларов за те же 30 дней (по оценке Socialblade). Кстати, Mister Max – родной брат Кати и тоже пополняет семейный бюджет на сопоставимую сумму – около 30 тысяч долларов.

Так! Стоп! Не надо хватать телефон и записывать, как ваше чадо тащит котейку за хвост. Рано считать миллионы. Как маркетолог, скажу вам честно да прямо, ведение канала на YouTube – это тоже работа. Как минимум вам потребуется:

— Дисциплина и усердие;

— Умение работать с ребёнком;

— Умение ребенка работать;

— Свободное время на продвижение или продюсер;

— Свободные деньги на это все.

Только в таком случае и в течение времени, вы сможете начать движение вверх. Давайте так, если кому-то будет интересна тема именно создания и продвижения канала ребенка на YouTube – смело пишите в комментариях или сообщениях. Если желающих будет достаточное количество – посвящу этому отдельную статью.

Сейчас же я просто хотел показать, что в настоящее время как минимум эту социальную сеть из жизни вряд ли получиться выкинуть. По крайней мере, не без последствий для ребенка в глазах сверстников. Нет ничего страшнее, чем выпасть из хайповой темы перед одноклассниками. Поэтому, переходим к нашей второй части.

Что делать?

Примите тот факт, что YouTube – это не зло. Собственно, как и Интернет. Лекарство от яда отличает только доза. Вот и здесь. Вы, как родитель, сами выстраиваете отношения чада с виртуальным миром. Те, кто сами не понимают ничего в современном медиа, конечно режут витую пару и блокируют дома сигналы WiFi, дабы спасти и оградить. Но на каждое тупое действие, очень легко найти противодействие. Всегда можно поползать по Сети через телефон подруги-одноклассницы. Только в таком случае, уже без уведомления вас и без дальнейших разговоров о доверительных отношениях. Вам такое надо? Отлично – раз нет, тогда идем дальше.

Интернет – кладезь информации и полезняшек. Дети достаточно быстро понимают, что фиговина в маминых руках со светящимся экраном – из разряда очень интересных. А стоит им только приоткрыть мир развлечений там – телефон, планшет тут же приобретают статус священного устройства. Поэтому наша задача – помочь детям выстроить здоровые отношения с цифровым миром, так же, как мы делаем это в мире реальном: разъясняем про опасность незнакомцев, учим переходить дорогу по правилам и т.д. Хотя да, есть и тут представители особо одаренные, не дающие детям до старших классов одним в магазин дойти, пусть он даже в собственном доме…

Моя старшая уже давно использует в своей лексике слова «канал», «подписка», «лайк». Давно – это как раз лет с пяти. Именно тогда застукал ее перед селфи-камерой смартфона, где шла запись очередного «выпуска». Именно тогда, я понял окончательно, что не могу мерять ее детство, сравнивая со своим. А значит – надо адаптироваться под ее реалии, не забывая о том, что ты родитель.

Фаза 1.

Вот как раз именно с родительской стороны меня дико бесило две вещи в YouTube:

  • Бесконечное количество видео с «распаковками».

2. Засилье большого количества рекламы очередной серии игрушек.

Да, мне повезло, истерик и капризов в стиле «хочу такую же» мы избежали. Но в целом, я прекрасно понимал, к чему все могло прийти. Сразу скажу, что «детское» приложение спасает детей от взрослого контента, но не от рекламного. Точнее – там вся реклама как раз именно с расчетом на юного зрителя. Учтите и будьте готовы! Особенно, если даете проводить ребенку много времени с телефоном. Ведь где-то там притаился очередной хитрый распаковщик, готовый продемонстрировать очередную уникальную ненужную фигню.

Фаза 2.

Думая обо всем, что изложено выше, я стал искать варианты возможных действий. Для начала, решил переговорить с пятилетней принцессой лично и прямо:

- Что делаешь? – спросил я у ребенка с планшетом в руках.

- Смотрю рекламу, тут новый Беззубик!

- Ого, ну ка покажи.

Досмотрев ролик и убрав «экран» в сторону, мы продолжили.

- а ты знаешь, что твой папа делает на работе?

- Видео?

- Ну, да, видео. А вообще – я делаю рекламу.

- Рекламу????

- Ага

- Как про Беззубика???

- Ну… почти – улыбнулся смущенно я и продолжил – а ты на самом деле хочешь свой канал?

- Да, я вот записываю для него – сказала дочка и показала пару роликов из «Галереи» - я уже сто видео записала!

И тут до меня дошел вариант, который решил попробовать.

- Лис, а хочешь я помогу сделать тебе канал? Только настоящий, который все увидят!

- Даааааа!

- Но с одним условием! Ты мне тоже будешь помогать в этой работе. Согласна?

- Дааа!

Мы договорились о следующем: вместе придумываем тему, потом она уже сама сначала рассказывает ее мне. Если все хорошо – делаем запись, после чего совместный монтаж и заливка готового материала. Руки пожали, обнялись и приступили.

Фаза 3.

Моей целью было максимально вовлечь дочку в процесс создания видео от и до. Зачем? По большому счету, показать, что это не так и просто. Для того, чтобы записать видео требовалось:

  • Придумать интересную тему;

2. Обсудить и аргументировать ее (на сколько может, конечно);

3. Выбрать место съемки;

4. Стараться держаться в кадре;

5. Выдержать не один дубль.

Поэтому за сам съемочный процесс мы отработали дисциплину, усидчивость, фокус на деле и много других крутых моментов, а главное – делалось это не под соусом назидания, а именно через вовлечение.

Первый ролик на пару минут мы снимали почти час. Устали оба)))) Но выдержали!

Каким же удивлением было для ребенка тот факт, что это только начало! Оказывает – теперь все отснятые моменты нужно подрезать, склеить, удалить явные ляпы, добавить звук и так далее…

Конечно, большую часть монтажа я делал сам, но его концепцию мы опять же проработали вместе. И когда до 100% сначала дошел ползунок рендера, а затем и загрузки уже на YouTube – мы ликовали.

Совокупно, на ролик ушло около часов четырёх, разбитых на два дня. Мы всей родней подписались на новоиспеченный канал и поставили дружно «пальцы вверх» первому видео. Счастью не было предела. А дочка осознала, что видео – это вполне себе трудоемкий процесс и стала рассматривать чужие уже и с этой стороны, а не только как поток рекламных сообщений.

За месяц мы сделали три штуки – по видео в неделю. Затем она уехала, и наш канал, как и любое творческое начинание, там никто не поддержал, увы.

Фаза 4.

Через год дочка снова внезапно вернулась к теме видеопроизводства. Спустя несколько дней мы даже отсняли первые кадры будущего блокбастера)) Ибо в этот раз интерес шел с уклоном в кино. Отдали дань «Детям шпионам», как смогли =)) Ловите фрагмент "Блокбастера":

Фаза 5.

Спустя еще 365 дней мы сидели на диване в гостиной. Только закончившая свой первый класс, она смотрела в свой смартфон и что-то слушала.

- Что смотришь? – спросил я наконец

- Адушкину, она нереально крутая!

Подсев ближе, я попросил показать мне все крутое, что есть в YouTube. Все уперлось в нескольких подростковых влогов, фанатку Йорика и странную взрослую женщину со слаймами. Но громом среди всего прогремела одна фраза:

- Пап, а показать тебе мой канал? Я там первое видео уже выложила!

Немного растерявшись, я согласился и приосанился, не зная к чему готовиться. За это время дочка открыла YouTube, а за пару кликов и свой новый канал. Она гордо держала телефон передо мной, пока я смотрел на фото собачки, просто фото собачки под очередной современный поп-трек.

- Ну как? Круто?? – она ждала реакции.

- Весьма неплохо, да – ответил я и тут же задал вопрос сам – а ты старым каналом не пользуешься?

Здесь пришло время удивляться уже Лисе.

- Каким другим? – недоверчиво спросила она.

- Ну тем, который мы с тобой тогда делали – сказал я, после чего достал свой телефон и повернул его ей.

- Пааапааа!!! Я вспомнила!!!!!! Да!!!!!!! – реакция была сродни долгожданному подарку на Новый Год, я даже немного опешил.

Она выхватила телефон из моих рук и стала смотреть. Смеялась над собой, показывала мне, опять смеялась. Потом мы посмотрели и другие видео, которые тогда сняли, но так и не собрались выложить.

- Пап, а ты можешь снова помогать мне с каналом? – прозвучал второй вопрос, заставший немного врасплох.

- Конечно, мелкая, я всегда только за, но ты же помнишь наши условия?

- Да!

Следующую неделю мы опять «работали». Часть видео даже сняли на самой настоящей крыше!

кадр со съемок будущего видео
кадр со съемок будущего видео

А теперь про сам YouTube

Я не знаю, что будет завтра и тем более – через 5-10 лет. Но сегодня – YouTube есть, причем, занимая очень уверенные позиции. А еще есть TikTok, Like и другие приложения, которые все чаще замечаешься на подростковых смартфонах. И есть две основных категорий пользователей – те, кто производит контент там, и те, кто его потребляет.

Наши дети, взрослея, переходят от стадии потребления к производству. Задача родителя, на мой скромный взгляд, научить их делать осознанно и то, и другое. Как в случае с пешеходным переходом, ребенок сейчас должен понимать, что можно постить, а что нет – это новая техника безопасности. Не менее важная.

YouTube здесь играет нам на руку. Ведь производство простейшего видео – все равно занимает больше времени, чем публикация фото в том же Инстаграм. А за этот процесс можно освоить много правил, отработать целую плеяду навыков. Банально – совместное творчество действительно сближает. Тем более, когда это творчество актуальное с точки зрения времени.

Я специально разделил этот выпуск на две разных части – документальную и художественную. Чтобы показать вам реальные цифры виртуального мира, а также – одну из возможностей, как использовать это во благо себе и ребенку.

Возвращаясь к теме заработка на контенте, скажу одно. Я бы сравнил это с профессиональным спортом. Можно просто гонять мяч во дворе в свое удовольствие и делать это регулярно. А можно построить на этом карьеру, но это потребует больших усилий, вложений и определенных жертв. Так же и здесь – стать звездой Сети вполне реально, как и получать вполне адекватный доход от этого. Вопрос в вашей осознанной готовности к этому и понимаю сути процесса. В том числе – организации его таким образом, чтобы максимально обезопасить ребенка от тех же хейтеров и не сделать его своим рабом. Уверены в том, что справитесь и извлечете от этого драйв и кайф? Отлично – могу даже подсказать первые шаги, как и сказал. Лишь бы в удовольствие для всех.

А остальным – я просто хотел дать некий гид, пару идей и напомнить, что именно родитель в первую очередь отвечает за отношения ребенка с плодами нашего прогресса.

В завершение.

Как можно использовать YouTube во благо – написал выше. С технической точки зрения вам для этого понадобиться (и то, не все из этого):

бюджет можно уложить в 300 рублей
бюджет можно уложить в 300 рублей

Для обработки подойдет любой простейший редактор видео, типа Movie Maker. Как и сказал – пишите в комментариях или ЛС, если есть интерес узнать обо всем этом подробнее. Если посыл будет – обязательно подготовлю материал.

YouTube может затянуть в пучину слаймов и анбоксинга, а может сблизить вас и помочь воспитать в ребенке не самые плохие качества типа:

Не секрет, что soft-skill — не менее важно усвоенной таблице умножения
Не секрет, что soft-skill — не менее важно усвоенной таблице умножения

И это не полный список.

В каком ключе действовать – решаете только вы. Но только пока. Ведь дети растут – с вашим участием или без. Лично мне больше нравиться идти с ними в ногу в этом интересном процессе.

PPS:

Найти заброшенный (но реанимируемый сейчас) канал можно тут — нажав сюда

PPPS:

Если кто-то найдет ошибку в тексте — большой молодец! Если для кого-то это станет критично — идите в филологические паблики или в лес)))