Хотел запилить крутую подводку для этого выпуска #ПАПАВСЛУХ. Что-то типа: «вы серьезно думаете, что понимаете окружающий мир??». После получаса перебора в голове всех креативных вариантов, достал огромный болт и положил его перед монитором. Пусть напоминает, что порой нужно идти быстрее к самой теме. А говорить (точнее я – писать, а вы – читать) будем про YouTube и детей. Но, исключительно по-взрослому. В общем – свет, камера, мотор.
Сначала факты.
YouTube – одна из самых популярных социальных сетей в России, а по данным Statista – даже опережает великий «Вк». Если же верить Mediascope – видеохостинг опережает по месячному охвату не только интернет-ресурсы, но даже большинство каналов российского ТВ, отставая только от «Первого».
Иными словами – это 82% населения нашей родины в возрасте от 18 до 44 лет по состоянию на 2018 год.
Суховато? Это просто, чтобы показать масштаб. А для разбавки – ловите пару иллюстраций о популярных персонах и их каналах.
Вот вам статистика по каналам тех, кто «рвет» радиостанции:
А вот – герои немного другого формата:
Заметно, что те, кто несет в наш мир не только ноты, но и информацию – обладают более выраженной фан-базой на YouTube. Согласитесь, пять и семь миллионов преданных подписчиков – это очень даже солидно!
Но как же обстоят дела у детей? Я и тут постарался – красиво оформил, чтобы глазу приятно было:
Собственно – так и обстоят… 32! ТРИДЦАТЬ ДВА МИЛЛИОНА, КАРЛ! К слову, это одни из самых популярных русскоязычных каналов на YouTube вообще. Делают их дети вместе со своими родителями, которые помогают и в съемках, и в ведении канала и во всем остальном.
По оценке World Jam, канал Насти Лайк приносит примерно 1,5 миллиона рублей в месяц, а юная Miss Katy зарабатывает в районе 37 тысяч долларов за те же 30 дней (по оценке Socialblade). Кстати, Mister Max – родной брат Кати и тоже пополняет семейный бюджет на сопоставимую сумму – около 30 тысяч долларов.
Так! Стоп! Не надо хватать телефон и записывать, как ваше чадо тащит котейку за хвост. Рано считать миллионы. Как маркетолог, скажу вам честно да прямо, ведение канала на YouTube – это тоже работа. Как минимум вам потребуется:
— Дисциплина и усердие;
— Умение работать с ребёнком;
— Умение ребенка работать;
— Свободное время на продвижение или продюсер;
— Свободные деньги на это все.
Только в таком случае и в течение времени, вы сможете начать движение вверх. Давайте так, если кому-то будет интересна тема именно создания и продвижения канала ребенка на YouTube – смело пишите в комментариях или сообщениях. Если желающих будет достаточное количество – посвящу этому отдельную статью.
Сейчас же я просто хотел показать, что в настоящее время как минимум эту социальную сеть из жизни вряд ли получиться выкинуть. По крайней мере, не без последствий для ребенка в глазах сверстников. Нет ничего страшнее, чем выпасть из хайповой темы перед одноклассниками. Поэтому, переходим к нашей второй части.
Что делать?
Примите тот факт, что YouTube – это не зло. Собственно, как и Интернет. Лекарство от яда отличает только доза. Вот и здесь. Вы, как родитель, сами выстраиваете отношения чада с виртуальным миром. Те, кто сами не понимают ничего в современном медиа, конечно режут витую пару и блокируют дома сигналы WiFi, дабы спасти и оградить. Но на каждое тупое действие, очень легко найти противодействие. Всегда можно поползать по Сети через телефон подруги-одноклассницы. Только в таком случае, уже без уведомления вас и без дальнейших разговоров о доверительных отношениях. Вам такое надо? Отлично – раз нет, тогда идем дальше.
Интернет – кладезь информации и полезняшек. Дети достаточно быстро понимают, что фиговина в маминых руках со светящимся экраном – из разряда очень интересных. А стоит им только приоткрыть мир развлечений там – телефон, планшет тут же приобретают статус священного устройства. Поэтому наша задача – помочь детям выстроить здоровые отношения с цифровым миром, так же, как мы делаем это в мире реальном: разъясняем про опасность незнакомцев, учим переходить дорогу по правилам и т.д. Хотя да, есть и тут представители особо одаренные, не дающие детям до старших классов одним в магазин дойти, пусть он даже в собственном доме…
Моя старшая уже давно использует в своей лексике слова «канал», «подписка», «лайк». Давно – это как раз лет с пяти. Именно тогда застукал ее перед селфи-камерой смартфона, где шла запись очередного «выпуска». Именно тогда, я понял окончательно, что не могу мерять ее детство, сравнивая со своим. А значит – надо адаптироваться под ее реалии, не забывая о том, что ты родитель.
Фаза 1.
Вот как раз именно с родительской стороны меня дико бесило две вещи в YouTube:
- Бесконечное количество видео с «распаковками».
2. Засилье большого количества рекламы очередной серии игрушек.
Да, мне повезло, истерик и капризов в стиле «хочу такую же» мы избежали. Но в целом, я прекрасно понимал, к чему все могло прийти. Сразу скажу, что «детское» приложение спасает детей от взрослого контента, но не от рекламного. Точнее – там вся реклама как раз именно с расчетом на юного зрителя. Учтите и будьте готовы! Особенно, если даете проводить ребенку много времени с телефоном. Ведь где-то там притаился очередной хитрый распаковщик, готовый продемонстрировать очередную уникальную ненужную фигню.
Фаза 2.
Думая обо всем, что изложено выше, я стал искать варианты возможных действий. Для начала, решил переговорить с пятилетней принцессой лично и прямо:
- Что делаешь? – спросил я у ребенка с планшетом в руках.
- Смотрю рекламу, тут новый Беззубик!
- Ого, ну ка покажи.
Досмотрев ролик и убрав «экран» в сторону, мы продолжили.
- а ты знаешь, что твой папа делает на работе?
- Видео?
- Ну, да, видео. А вообще – я делаю рекламу.
- Рекламу????
- Ага
- Как про Беззубика???
- Ну… почти – улыбнулся смущенно я и продолжил – а ты на самом деле хочешь свой канал?
- Да, я вот записываю для него – сказала дочка и показала пару роликов из «Галереи» - я уже сто видео записала!
И тут до меня дошел вариант, который решил попробовать.
- Лис, а хочешь я помогу сделать тебе канал? Только настоящий, который все увидят!
- Даааааа!
- Но с одним условием! Ты мне тоже будешь помогать в этой работе. Согласна?
- Дааа!
Мы договорились о следующем: вместе придумываем тему, потом она уже сама сначала рассказывает ее мне. Если все хорошо – делаем запись, после чего совместный монтаж и заливка готового материала. Руки пожали, обнялись и приступили.
Фаза 3.
Моей целью было максимально вовлечь дочку в процесс создания видео от и до. Зачем? По большому счету, показать, что это не так и просто. Для того, чтобы записать видео требовалось:
- Придумать интересную тему;
2. Обсудить и аргументировать ее (на сколько может, конечно);
3. Выбрать место съемки;
4. Стараться держаться в кадре;
5. Выдержать не один дубль.
Поэтому за сам съемочный процесс мы отработали дисциплину, усидчивость, фокус на деле и много других крутых моментов, а главное – делалось это не под соусом назидания, а именно через вовлечение.
Первый ролик на пару минут мы снимали почти час. Устали оба)))) Но выдержали!
Каким же удивлением было для ребенка тот факт, что это только начало! Оказывает – теперь все отснятые моменты нужно подрезать, склеить, удалить явные ляпы, добавить звук и так далее…
Конечно, большую часть монтажа я делал сам, но его концепцию мы опять же проработали вместе. И когда до 100% сначала дошел ползунок рендера, а затем и загрузки уже на YouTube – мы ликовали.
Совокупно, на ролик ушло около часов четырёх, разбитых на два дня. Мы всей родней подписались на новоиспеченный канал и поставили дружно «пальцы вверх» первому видео. Счастью не было предела. А дочка осознала, что видео – это вполне себе трудоемкий процесс и стала рассматривать чужие уже и с этой стороны, а не только как поток рекламных сообщений.
За месяц мы сделали три штуки – по видео в неделю. Затем она уехала, и наш канал, как и любое творческое начинание, там никто не поддержал, увы.
Фаза 4.
Через год дочка снова внезапно вернулась к теме видеопроизводства. Спустя несколько дней мы даже отсняли первые кадры будущего блокбастера)) Ибо в этот раз интерес шел с уклоном в кино. Отдали дань «Детям шпионам», как смогли =)) Ловите фрагмент "Блокбастера":
Фаза 5.
Спустя еще 365 дней мы сидели на диване в гостиной. Только закончившая свой первый класс, она смотрела в свой смартфон и что-то слушала.
- Что смотришь? – спросил я наконец
- Адушкину, она нереально крутая!
Подсев ближе, я попросил показать мне все крутое, что есть в YouTube. Все уперлось в нескольких подростковых влогов, фанатку Йорика и странную взрослую женщину со слаймами. Но громом среди всего прогремела одна фраза:
- Пап, а показать тебе мой канал? Я там первое видео уже выложила!
Немного растерявшись, я согласился и приосанился, не зная к чему готовиться. За это время дочка открыла YouTube, а за пару кликов и свой новый канал. Она гордо держала телефон передо мной, пока я смотрел на фото собачки, просто фото собачки под очередной современный поп-трек.
- Ну как? Круто?? – она ждала реакции.
- Весьма неплохо, да – ответил я и тут же задал вопрос сам – а ты старым каналом не пользуешься?
Здесь пришло время удивляться уже Лисе.
- Каким другим? – недоверчиво спросила она.
- Ну тем, который мы с тобой тогда делали – сказал я, после чего достал свой телефон и повернул его ей.
- Пааапааа!!! Я вспомнила!!!!!! Да!!!!!!! – реакция была сродни долгожданному подарку на Новый Год, я даже немного опешил.
Она выхватила телефон из моих рук и стала смотреть. Смеялась над собой, показывала мне, опять смеялась. Потом мы посмотрели и другие видео, которые тогда сняли, но так и не собрались выложить.
- Пап, а ты можешь снова помогать мне с каналом? – прозвучал второй вопрос, заставший немного врасплох.
- Конечно, мелкая, я всегда только за, но ты же помнишь наши условия?
- Да!
Следующую неделю мы опять «работали». Часть видео даже сняли на самой настоящей крыше!
А теперь про сам YouTube
Я не знаю, что будет завтра и тем более – через 5-10 лет. Но сегодня – YouTube есть, причем, занимая очень уверенные позиции. А еще есть TikTok, Like и другие приложения, которые все чаще замечаешься на подростковых смартфонах. И есть две основных категорий пользователей – те, кто производит контент там, и те, кто его потребляет.
Наши дети, взрослея, переходят от стадии потребления к производству. Задача родителя, на мой скромный взгляд, научить их делать осознанно и то, и другое. Как в случае с пешеходным переходом, ребенок сейчас должен понимать, что можно постить, а что нет – это новая техника безопасности. Не менее важная.
YouTube здесь играет нам на руку. Ведь производство простейшего видео – все равно занимает больше времени, чем публикация фото в том же Инстаграм. А за этот процесс можно освоить много правил, отработать целую плеяду навыков. Банально – совместное творчество действительно сближает. Тем более, когда это творчество актуальное с точки зрения времени.
Я специально разделил этот выпуск на две разных части – документальную и художественную. Чтобы показать вам реальные цифры виртуального мира, а также – одну из возможностей, как использовать это во благо себе и ребенку.
Возвращаясь к теме заработка на контенте, скажу одно. Я бы сравнил это с профессиональным спортом. Можно просто гонять мяч во дворе в свое удовольствие и делать это регулярно. А можно построить на этом карьеру, но это потребует больших усилий, вложений и определенных жертв. Так же и здесь – стать звездой Сети вполне реально, как и получать вполне адекватный доход от этого. Вопрос в вашей осознанной готовности к этому и понимаю сути процесса. В том числе – организации его таким образом, чтобы максимально обезопасить ребенка от тех же хейтеров и не сделать его своим рабом. Уверены в том, что справитесь и извлечете от этого драйв и кайф? Отлично – могу даже подсказать первые шаги, как и сказал. Лишь бы в удовольствие для всех.
А остальным – я просто хотел дать некий гид, пару идей и напомнить, что именно родитель в первую очередь отвечает за отношения ребенка с плодами нашего прогресса.
В завершение.
Как можно использовать YouTube во благо – написал выше. С технической точки зрения вам для этого понадобиться (и то, не все из этого):
Для обработки подойдет любой простейший редактор видео, типа Movie Maker. Как и сказал – пишите в комментариях или ЛС, если есть интерес узнать обо всем этом подробнее. Если посыл будет – обязательно подготовлю материал.
YouTube может затянуть в пучину слаймов и анбоксинга, а может сблизить вас и помочь воспитать в ребенке не самые плохие качества типа:
И это не полный список.
В каком ключе действовать – решаете только вы. Но только пока. Ведь дети растут – с вашим участием или без. Лично мне больше нравиться идти с ними в ногу в этом интересном процессе.
PPS:
Найти заброшенный (но реанимируемый сейчас) канал можно тут — нажав сюда
PPPS:
Если кто-то найдет ошибку в тексте — большой молодец! Если для кого-то это станет критично — идите в филологические паблики или в лес)))