Про Погиби на Сахалине знают все. Даже если толком не знают, где это. А, если и не знают, то слышали. Для тех, кто не в курсе: это не место гибели, это мыс, от которого самое короткое расстояние до материка – около 8 километров.
На языке коренных народов Сахалина – нивхов – слово «погоби» обозначает «место поворота». Во времена каторги к самому узкому месту пролива Невельского устремлялись беглые преступники. Они надеялись зимой по льду перебраться на материк. И, кажется, это никому не удалось. Каторжан отлавливали аборигены и сдавали властям.
В советские времена в этих местах разворачивалась «стройка 506». Коммунисты хотели проложить тоннель под дном пролива и соединить Сахалин железнодорожным сообщением с материком. Но после смерти Сталина строительство прекратили. В последние несколько лет неоднократно возобновлялась дискуссия о необходимости наладить устойчивое сообщение между островной областью и материком. В настоящее время на Сахалин можно попасть либо самолетом, либо по паромной переправе Ванино-Холмск. И оба этих вида сообщения очень зависят от метеоусловий. Бывает, что остров на несколько дней остается в полной изоляции из-за тайфунов, метелей, штормов.
Если и будут строить мост, то, скорее всего, через мыс Погиби. Сейчас в этом месте есть небольшое селение в несколько домов. На мысе работают люди на метеостанции. Обслуживают маяк и следят за нефтепроводом Оха-Комсомольск-на-Амуре.
В селении несколько человек, в основном, жители Хабаровского края из поселка Лазарев. Люди едут работать на Сахалин, потому что здесь заработки повыше, платятся северный коэффициент и надбавки. Еще кормятся морем, в лососевую путину вылавливают рыбу и готовят икру. Все снабжение продуктами и промтоварами – из Хабаровского края. На моторной лодке до поселка Лазарев около часа хода.
Административно Погиби относится к Охинскому району, но прямой дороги до райцентра нет, есть плохая грунтовка вдоль нефтепровода. Да еще не менее разбитая грунтовка до станции Ныш. Ее проложили в 50-х годах прошлого века, когда пытались строить тоннель под проливом Невельского.
Зато на Погиби хорошо работает мобильная связь, здесь установлены вышки. Неподалеку от селения есть вышка. Сначала подумалось, что это постройка сталинских времен - наблюдательная вышка у лагеря заключенных. Но местные жители сообщили, что это остатки водопроводной башни.
Места там, можно сказать, почти дикие. Вдоль моря многокилометровые песчаные пляжи, на которых постоянные жители – чайки, и постоянные контролеры – медведи. Для любителей уединенного отдыха – самое то. Тем более, что и море здесь намного теплее, чем на восточном побережье Сахалина. В хорошее лето вода прогревается до 24 градусов. Купаться комфортно.
И везде на пляже заросли шиповника и брусники. Подножный витаминный корм. Его на Сахалине везде, пожалуй, много.