Найти тему
Большой музей

Тайны музейного шкафа

Оглавление

Материал Учемского музея Кассиановой пустыни и судьбы русской деревни

Рассказывает Василий Смирнов

Однажды в Учму приехал горожанин, уроженец нашей деревни. Он не был на малой родине больше 30 лет и, встретив на улице соседку, спросил: «Ну что, Марья Михайловна, прячешь бутылку под стол, когда чужие заходят?» На что она ответила: «прячу, прячу, с кем поведешься…» Мария Михайловна любовью к спиртному не отличалась, вопрос меня удивил, и я расспросил ее при первом удобном случае.

Мария Михайловна была одной из 150 тыс. человек, вынужденных уехать со своей малой родины неподалеку от Мологи, которую затопило рукотворное Рыбинское море. Она ответила: «Ведь мы когда сюда приехали, нас не все хорошо приняли…»

В конце 1930-х годов в Учме появились переселенцы, которых называли мологжанами: это были жители уходящего под воду Мологского уезда, искавшие себе новые места обитания. Они обосновались практически в каждой деревне вдоль Волги, Юхоти, Улеймы, находя места, природой похожие на родные.

-2

В Учму перебралось более пятидесяти человек из Мологского уезда. Некоторые из них работали здесь и раньше: пастухами, плотниками, лесозаготовителями. Председатель колхоза «Красная Учма» Елизавета Столбова позвала их, и мологжане откликнулись. Селились очень плотно: делили дома пополам, использовали зимовки, жили на квартирах.

Рыбинское водохранилище: остатки затопленного села Любец. Изображение предоставлено проектом «История России в фотографиях». Фото: Череповецкое музейное объединение.
Рыбинское водохранилище: остатки затопленного села Любец. Изображение предоставлено проектом «История России в фотографиях». Фото: Череповецкое музейное объединение.

Местные относились к ним с подозрением, обидно обзывали: «Молога-пьяная, на одну церковь – четыре кабака». Действительно, питейные заведения в Мологе встречались довольно часто, поскольку город в свое время был развитым торговым пунктом. Отсюда начиналась Тихвинская водная система, маршрут по которому от Рыбинска до Петербурга ежегодно проходило в среднем около 7 тыс. судов с грузами приволжских губерний. К началу навигации в городе собиралось много пришлого рабочего люда: такелажников, грузчиков и бурлаков. Они-то и были основными посетителями кабаков.

Торговая (Сенная) площадь в Мологе во время ежегодного празднования Мологской вольной пожарной дружины. © Wikipedia
Торговая (Сенная) площадь в Мологе во время ежегодного празднования Мологской вольной пожарной дружины. © Wikipedia

Мария Михайловна так рассказывала: «Про Мологу слыхать слыхивали, а бывать — не бывали. Мы от Мологи далёко жили, ближе к Черёповцу и в кабаках никогда не бывали. Но на праздники у нас столы всегда полными накрывались, и любого в дом к нам зашедшего мы приглашали угощенья отведать и чарку наливали. А здешние соберутся на застолье и в окно смотрят, чтоб никто не зашел неожиданно. А как увидят кого, то бутылку под стол прячут. Им скажешь «Хлеб да соль», а они в ответ: «Едим, да свой. А ты – рядышком постой». «Чай, да сахар», а они: «Стой, да ахай»! Всюду замки развешены: не только на домах, но и на чуланах, на сундуках, на шкафах с продуктами. Будто и друг другу не доверяют. Мы же батог к двери приставляли, просто показать, что нас нет дома. И никто ничего не крал. Они и делать-то ничего не умели, мы их работать научили. Рожь сожнут, два снопа поставят, третьим сверху закроют, – все и промочит. И стога наши мологские Ленин да Кокарев всегда метали, местным не доверяли. И лодки для рыбколхоза только мологжане делали, потому что умели. А местные только торговать обучены были».

Местные привыкали к мологжанам несколько десятилетий. В конце концов, учемцы переняли навыки работы переселенцев, а те, в свою очередь, стали перед приходом гостя бутылку под стол прятать и двери на замки запирать. Правда, к запертой двери они продолжали батожок приставлять, чтобы издалека было видно, что хозяев дома нет.

Путь в Учму

Семья, в которой в 1916 году родилась Мария Михайловна Родионова, жила на хуторе близ деревни Раменье Копорьевской волости мологского уезда. Отец был бессменным церковным старостой в селе Копорье. После того, как священника арестовали, служить стало некому, и прихожане обратились к Родионову. «Ты всю службу знаешь, батюшке помогал, кроме тебя – некому». Несмотря на отговоры домашних, он согласился, не хотел, чтобы церковь без службы стояла. Месяц Михаил был на стажировке в Рыбинске и сразу рукоположен в сан священника. Прослужил он недолго и тоже был арестован.

«А потом нас кулачить, с хутора выгонять приехали. Из сельсовета. Утром. Самовар на столе кипел, позавтракать не успели. Они из печки горшки с кашей в окно выкинули, из самовара кипяток вылили. Чего получше – себе забрали. Председатель сельсовета в отцовском полушубке ходил и самовар себе взял. А мы пошли из родного дома за телегой, неизвестно куда. Я уже девкой была, все хорошо помню. Нас пятеро дочек у матери было, старшая уже замужем была, а младшая, Таисия, плакала, ее на телегу посадили».

Родионовы поселились в Раменье. Здесь же Мария обвенчалась с Николаем Коптиным, но в сельсовет они не пошли. Ровесники звали ее Маша Коптина, хотя Коптиной она никогда не была. Потому, после войны, потеряв мужа, она не числилась вдовой. Когда у нее спрашивали, по любви ли она вышла замуж, Мария Михайловна отвечала: «Да какая там любовь, я и видела его до свадьбы один раз. Он посватался, мать велела «выходи». Вместе и двух лет не прожили, его в армию забрали, а я с ребенком на руках осталась. А тут война началась, его родителям бумага пришла: без вести пропал…».

Деревня Раменье на карте А.И. Менде 1857 года, сейчас все эти территории находятся под водой Рыбинского водохранилища.
Деревня Раменье на карте А.И. Менде 1857 года, сейчас все эти территории находятся под водой Рыбинского водохранилища.

В военные годы Мария Михайловна, с маленькой дочкой на руках, уже жила в Учме, в половине дома у ручья. Как и все мологжане, они вынуждены были переселиться после вести о затоплении. Выбор нового места жительства сделал свекор: еще в ранние 1930-е годы он нанимался пастухом учемского колхозного стада и хорошо знал эти места.

Мария Михайловна не стала ждать возвращения пропавшего на войне мужа и в начале 1950-х родила сына. Когда дети выросли, в 1970-х к ней посватался мужчина, с которым они были знакомы еще в мологском уезде. Марья Михайловна однажды сказала: «Приезжал Савельев из Семенкова, звал замуж. У него недавно жена умерла, ухаживать за ним некому. Я понимаю, что он старый, на войне раненый, ему не жена, а сиделка нужна. Но только не в этом дело… Ведь он коммунист, нашу церковь в Копорье зорил, в сельсовете работал, председателем колхоза был… Хотя человек-то он вроде и не плохой». Через некоторое время Савельев прислал трактор, и она с нехитрыми пожитками переехала к нему в Семенково.

Прожили вместе они недолго, лет через 6 он умер, и на том же тракторе Марья Михайловна вернулась домой. В наследство ей достался шкаф и фамилия Савельева. Так она и продолжала жить, в половинке дома. В углу над кроватью у нее висела икона благословения матери: Акафист Пресвятой Богородицы. Единственная память о затопленной родине. Каждый год, когда рыбаки возвращались с рыбинского моря, она приходила к моему отцу и задавала одни и те же вопросы: «Где вы там сети ставили?» И оказывалось, что рыбаки ловили именно в тех местах, где Марья Михайловна когда-то жила. Звучали названия Копорье, Горелое Копорье, Борочок, Букшино, Михальково…

«Какие там поля были, не то, что здесь! Капусту квасить – камня на гнет не найти было». На что отец отвечал: «Теперь все ваши поля под водой кирпичами от учемской церкви завалены. Я 10 лет езжу, вот и считай, бригада – 3 звена, на каждое звено до 30-ти сетей по 30 метров. Через 3 метра – груз из половины кирпича. И все это мы там топим, обратно не везем. И каждый год все по новой».

Разрушенный Кассианов Учемский монастырь © Wikipedia
Разрушенный Кассианов Учемский монастырь © Wikipedia

В 1980-е годы Марья Михайловна рассказала, что приходил какой-то человек, назвался художником, попросил иконы посмотреть. Хотел купить «Двунадесятые праздники». «Я сказала, что иконы грех продавать, а это еще и икона моего зятя. Говорю, вон моя икона. А он отвечает, что твоя, мол, никому не нужна. Она осьмнадцатого века, а праздники – XVI-то».

Когда иконы стали воровать, Марья Михайловна отдала Праздники зятю, а потом уже просили продать и Акафист. В 1990-е годы она стала болеть, сын на зиму увозил ее в Переславль, и с собой она всегда брала икону. Однажды Марья Михайловна позвала меня, когда я мимо шел. Говорит, «вот икону привезла, а вешать боюсь. Залезут, украдут. Помоги шкаф открыть, а то ящик тугой. Этот шкаф Савельев делал, говорил так про себя: «какой я столяр? твоего отца мне никогда не догнать... Вот он мастером был знатным!».

Шкаф, сделанный Александром Савельевым
Шкаф, сделанный Александром Савельевым

И мы спрятали икону в этот шкаф. Раз в неделю Марья Михайловна звала меня, чтобы я открыл ящик, и она посмотрела на икону. Она показала, куда вешала ключ от этого ящика и говорила, «я накажу, чтобы после смерти моей тебе икону отдали». Потом Марья Михайловна начала болеть и решила, что может ей легче станет, если икона висеть будет. Сказала: «У вас два мужика, может ее и не утащат». Еще она плакала и говорила, что «хочу здесь умереть, чтобы меня рядом с дочерью похоронили. Сын сказал, что из Переславля меня сюда не повезет…» Так и получилось, Марью Михайловну похоронили в Переславле. А икону из нашего дома украли. Подожгли сарай у моего нового строящегося дома. Пока мы тушили, икону унесли.

Лет восемь назад сын Марьи Михайловны продал часть дома, в котором она жила. Новые хозяева затеяли ремонт и вынесли старую мебель на улицу, в том числе и знакомый шкаф. Мы попросили его для музея, но нам был дан отказ, что, мол, пригодится самим. Шкаф пролежал под открытым небом, под снегом и дождем, всю осень, зиму, весну и часть лета. И тогда нам разрешили его взять. Восемь человек с трудом донесли до музея этот размокший и разбухший шкаф. Еще через полгода он наконец просох, и стало возможным открыть его. Ящик, в котором раньше хранилась икона, оказался не запертым на ключ. И в нем, под газетой, чудом сохранились абсолютно нетронутые сыростью документы на имя Савельева и пачка его фотографий. Автобиография, несколько писем и справок, написанных чернильной ручкой, не размокли и донесли до наших дней историю человека из затопленного края.

Автобиография Александра Савельева

-8

Помимо автобиографии, в шкафу сохранилась выданная в 1944 году справка из Эвакгоспиталя, подтверждающая, что при выписке лейтенант Савельев удовлетворен только протезными ботинками.

-9

После войны Александр Дмитриевич вернулся к семье в деревню Семенково, где вынужден был остаться до конца своей жизни: в здешних местах колхозники очень долго не имели паспортов и практически не могли покинуть свою деревню. Но о детях Александр Дмитриевич похлопотал. Когда в 1951 году пришла пора подумать об их обучении (получить паспорт и устроиться на хорошую работу в городе можно было, только пройдя обучение в городских профессиональных училищах), он получил ответ на свое письмо, отправленное в приемную депутата Василия Иосифовича Сталина. И дети смогли начать обучение в городе Щербакове (так назывался Рыбинск с 1946 по 1957 гг.).

-10

В советских послевоенных колхозах работали за трудодни, оплата производилась натуральными продуктами, зачастую некачественными. Денег крестьяне практически не получали, пенсия по возрасту была введена лишь в середине 1960-х годов. Александр Дмитриевич Савельев получал неполную пенсию как инвалид войны. В 1960 он обратился в Ярославский областной военный комиссариат за разъяснением, почему ему выплачивают лишь половину положенного. Ответ был неожиданным: инвалид-колхозник имеет право лишь на 50% пенсии.

-11

Кроме документов в ящике еще лежали фотографии Савельева. Но увы, среди них не было ни одной карточки Марии Михайловны. Вряд ли мы где-то найдем еще один ее портрет.

Одна из фотографий, хранившихся в шкафу.
Одна из фотографий, хранившихся в шкафу.

Так получилось, что шкаф, бесценный для нас шкаф, заговорил в Учемском музее и подарил нам живые детали и воспоминания о непростых человеческих судьбах. Судьбах, во многом схожих с трагическими историями других мологжан, потерявших в свое время малую родину и любимых.