Открывая Кольский полуостров. Тоня Тетрина.
Открывая Кольский полуостров. Варзуга и Кузомень.
Хватит, однако, греть попы на ласковом Белом море. Нас заждался Мурманск и сопки Рыбачьего. Мы едем туда. На нашем пути возникает техногенная пустошь у Мончегорска — результат работы комбината «Североникель».
Потом — радуга над Мурманском. Мы чиркаем по окраине города, переезжаем по мосту Кольский залив и мчим в сторону Норвегии.
Прекрасного качества асфальт петляет между сопок, огибает озёра, ныряет в долины, извивается вместе с рекой. В этом году КПП на Титовке упразднили и мы беспрепятственно съезжаем с асфальта на грунтовку. Почти сразу останавливаемся у водопада на реке Титовка. Делаем дежурные кадры и принимаем дежурные пятьдесят грамм.
И начинаем трястись по дежурно разбитой дороге. Карабкаемся на перевал Муста-Тунтури. Перевал, по которому проходила линия фронта с 1941 по 1944 года. Здесь, в этой каменной тундре, кажется, даже воздух пронизан памятью тех боёв, той войны. Каменистая тундра и Баренцево море даже не пытаются выглядеть приветливо. Они мрачны и суровы. Что же, вы нам нравитесь и такими.
В районе губы Китовая мы поворачиваем налево и через перешеек, ныряя в глубокие ванны, уходим к губе Малая Волоковая.
Объезжать полуостров Средний мы будем по часовой стрелке. Здесь, на полуостровах, приходит чувство настоящей свободы. Там, чуть левее, через море — краешек Норвегии, и твой телефон уже ловит норвежскую сеть. А прямо — гладь океана, где-то далеко — Шпицберген и Земля Франца-Иосифа. И всё. И ты знаешь, что встретить здесь ты можешь только своего единомышленника — оголтелого туриста. Ну, либо военного, волею начальства заброшенного в эти суровые края.
Перед завтраком мы подошли к морю. Был отлив. Море обнажило часть своего каменистого дна и образовало что-то, наподобие ступеньки. Со своей сухой ступеньки мы увидели плоскость следующей, подводной. На ней копошились крабы. Эй, мужики! Тащите удочку! Мы аккуратно подвели тройник под одного из крабов и вытащили его на сушу. Краб изъявил желание с нами сфотографироваться.
Ладно, дружище, сфотографировался — полезай в кузов, нам ехать надо. Дорога идёт по побережью — то совсем по кромке, то немного отдаляясь и взбираясь на скалы. Тут небольшие броды, мелкие курумы.
Спустя шесть лет я буду снова проезжать здесь даже не включая полного привода. Сейчас же мы ощущаем себя прямо заправскими джиперами. Наша цель на сегодня — Два брата — две скалы-останца на северной оконечности полуострова Средний.
Они — центр притяжения для туристов. Здесь постоянно слышно тарахтение двигателей: снуют квадрики, подъезжают внедорожники. Поэтому мы встаём поодаль, ближе к берегу красных камней. Не привыкшее ещё к отсутствию пресной воды, мы ходим набирать её к отвесной скале берега — она, как душ, сочится многочисленными струйками.
А на следующий день мы доворачиваем стрелку нашего пути по Среднему и выкатываемся на перешеек между ним и полуостровом Рыбачий. По пути мы преодолеваем брод через реку Выкат.
В прошлом, 2011 году, он был для нас суровой преградой. Сейчас мы пересекли реку играючи, надев забродни, в основном, для героических кадров.
Теперь мы будем ехать по побережью Рыбачьего. Дорога безумно красива и разнообразна: то тонет в глубоких лужах, то растворяется в чёрном песке широкого пляжа, то перекидывается старым мостом через речку. Странно: мы почти не снимаем. Съёмки возобновляются только на Северной оконечности полуострова, у маяка на мысе Немецкий.
Это канал о путешествиях, которые постепенно вползали в жизнь мою и жизнь моей семьи и, наконец, захватили её почти полностью. Однако иногда я срываюсь и выдаю что-то о профессии, архитектуре, Москве. Вот самый мой любимый рассказ о путешествии. Вот самый колкий мой рассказ о профессии.
Если вам понравилось, подписывайтесь на канал здесь, в инстаграме, драйве, вконтакте.