В соответствии с законом о противодействии экстремистской деятельности Министерство юстиции России время от времени обновляет два списка организаций, признанных судами России ведущими экстремистскую деятельность. В один список включаются ликвидированные и запрещённые организации, в другой — организации, деятельность которых приостановлена. Средства массовой информации, пишущие про фигурантов этого списка, непременно указывают, что деятельность такой-то организации (партии) запрещена на территории РФ. Любопытно, что первыми организациями, деятельность которых была запрещена на территории Российской Федерации, оказались КПСС и КП РСФСР. Однако в списке Минюста их нет.
Решение о запрете деятельности КПСС на территории России принял член этой самой партии с 1961 по 1990 год, член ЦК КПСС (1981—1990), бывший первый секретарь Свердловского обкома КПСС (1976—1985) и первый секретарь Московского горкома КПСС (1985—1987) Борис Ельцин.
Сразу после окончания путча, 23 августа 1991 г. на сессии Верховного Совета РСФСР он подписал указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», 25 августа — «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР», наложивший запрет на операции с партийным имуществом, а 6 ноября 1991 г. — указ, согласно которому деятельность КПСС и КП РСФСР на территории России была запрещена, их организационные структуры предписывалось распустить, а партийное имущество подлежало национализации.
События 19-21 августа высветили со всей очевидностью тот факт, что КПСС никогда не была партией. Это был особый механизм формирования и реализации политической власти путем сращивания с государственными структурами или их прямым подчинением КПСС. Руководящие структуры КПСС осуществляли свою собственную диктатуру, создавали за государственный счет имущественную основу для неограниченной власти.
Указ Президента РСФСР от 06.11.1991 г. № 169
Сводя счеты со своими бывшими товарищами по партии, Ельцин оставил в подвешенном состоянии миллионы простых советских граждан, честно работавших в партийных организациях разного уровня, партийных кабинетах предприятий и организаций. В том числе вот этой формулировкой "КПСС никогда не была партией".
Мои знакомые - заведующие парткабинетами крупных производственных предприятий (сейчас на их месте гипермаркеты и офисные центры) сокрушались по поводу этого волюнтаристского решения. Если деятельность партии запрещена, то весь их трудовой стаж в партийных структурах аннулируется. Пенсия у них будет минимальная. Трудоустроиться тоже проблематично - ведь многие из работников сектора агитации и пропаганды ничему за трудовую жизнь не научились, кроме как вдохновенно рассказывать о вечно живом учении и заботе партии о благосостоянии народа. Единственной их радостью были полученные по партийным квотам квартиры, дома и дачи.
Однако заведующих парткабинетами все-таки было меньше, чем действительно добросовестных работников, которые не были виноваты в том, что партийная верхушка, секретари обкомов и руководство госкорпораций вместе с вечно молодым комсомольским аппаратом устроили передел собственности и рывок к капитализму.
Но страхи большинства работников партаппаратов оказались преувеличенными: чиновничья работа никуда не делась, да и в кресла чиновников, руководителей фирм и банков пересел всё тот же партхозактив. К счастью работников, партийные документы, содержащие информацию о трудовом стаже, не были уничтожены, а переданы в государственные архивы.
В исторических исследованиях как-то быстро утихло обсуждение других последствий запретительных мер Ельцина в отношении КПСС и Компартии РСФСР.
Как известно, ряд пунктов указа от 6 ноября вызвал нарекания со стороны группы народных депутатов, обратившихся в 1992 году в Конституционный Суда Российской Федерации. На заседаниях КС была подтверждена правомерность указа в целом, но отменены те его положения, которые не отвечали требованиям российского законодательства.
Например, были признаны неправомерными требования национализации той части имущества, которая являлась собственностью КПСС, либо находилась в её ведении. Но дело в том, что к тому времени КПСС фактически распалась и утратила статус общесоюзной организации, решать вопросы о собственности было не с кем.
Множество партийных объектов (детские лагеря, турбазы, санатории,дома отдыха, жилье, здания и сооружения) было тихонько приватизировано. Судя по публикациям СМИ того времени - порой ещё до ГКЧП.
В первой половине 90-х некоторые СМИ пытались провести расследования судьбы партийного имущества, но итогов расследований никто так и не узнал. Вопросами недвижимости партии и «золота партии» занимались множество общественных и политических деятелей, но к однозначному выводу относительно того, кому достались партийные деньги и партийная недвижимость исследователи не пришли
Что же касается проверки конституционности деятельности КПСС и КП РСФСР — производство было прекращено всё по той же причине: партийные организации прекратили существование, перековавшиеся партийцы о своей деятельности помалкивали, большинство партийных архивов исчезло или показательно уничтожено.
Поскольку КПСС фактически самоуничтожилась, а КП РСФСР вообще организационно не была оформлена в качестве самостоятельной политической партии, запрещать стало нечего.
Поэтому КПСС и КП РСФСР не входят в современные списки организаций, рассказывая о которых обязательно надо указывать их "запрещённый" статус.