Продолжаю писать о лихоманках. О мистических болезнях, которые они вызывали, можно прочитать здесь.
Логично, что магические болезни и лечить надо необычно. Вот и у славян был разработан целый комплекс различных мер. Среди них были как относительно безопасные, так и довольно жуткие (для больного).
К безопасным относится, например, выпечка двенадцати пирожков. Их следовало завернуть в чистую тряпицу и вынести в лес или на перекресток, где и оставить со словами откупа: «Вот вам, двенадцать сестер, хлеб-соль, полноте меня мучить». В некоторых губерниях в муку добавляли перемолотую кору двенадцати разных деревьев, и пирожки уже не клали аккуратно, а бросали через плечо.
Иногда откупались от лихоманок хлебом-солью или пшеном. В последнем случае проглядывает традиционный заговор «на воду»: больной спиной подходил к реке и с ритуальной фразой бросал пшено через голову.
В Воронежской области считали, то лихорадка не будет есть «что попало», поэтому больному предписывалось самостоятельно найти что-нибудь съедобное и съесть. Поскольку лихоманки лакомки, они могли обидеться и уйти.
Могли написать на хлебных корках «волшебную» абракадабру (юуквально набор букв, главное, чтобы звучало "по-научному"), подержать корки за божницей, а потом в течении трех дней скормить больному. Или вырезали имена на яблоке, которое клали в церкви во время литургии.
На поверье «о лихоманке-лакомке» основано «лечение голодом»: если больной, в которого вселилась лихорадка, вкусно ест-пьет, лежит на мягких перинах, то болезнь не отступит, ей хорошо. А вот если заставить лихоманку питаться одним хлебом, спать на голой соломе, да еще и поколачивать, то она уйдет. Розги да плеть, кстати, считались очень действенным методом, правда, неприятным, а то и вовсе опасным для больного.
Более щадящим было изгнание болезни с помощью... «русского народного». Да-да, ругани и мата. Кстати, до сих пор гадалки и экстрасенсы советуют при встрече со всяким сущностями материться, как пьяный сапожник. А филологи утверждают, то изначально «неприличные слова» использовались для различных ритуалов, именно поэтому их и табуировали.
Не менее экзотическим способом изгнания болезни был конский череп. Его клали под подушку. Или цепляли на шею заболевшему хомут и заставляли так бегать, понукая, как настоящую лошадь.
Иногда лихорадкам «писали письма» — на бумажке писали имена лихоманок и вешали больным на шею. Считалось, что это отпугивает болезнь.
Когда все эти способы лечения не помогали, переходили к другим, «гаденьким». Лихоманку просто «подкидывали» другим людям («на тебе Боже, что нам негоже». Отсюда и запрет подбирать денежку с земли, мало ли).
В одном случае это было одежда больного, которую выносили в лес на перекресток и оставляли со словами: «Это не твое, не хватайся, а коли возьмешь, так и майся». В другом, в узелок завязывали волосы и ногти, и тоже оставляли на перекресте четырех дорог. Тот, ко узелок поднял, тот лихоманку и «забрал».
От лихоманок прятались.
Так, предчувствуя приступ, больной мог вымазать лицо и руки сажей, надевали вывернутую шубу — считалось, что злой дух не узнает и пройдет мимо. Накрывались шкурой павшей лошади, надевали на шею собачью удавку. Иногда родные начинали громко сокрушаться, что человек «ушел, а когда будет, никто не знает». Или писали то же самое над окном или дверью. Думали, что явившаяся лихоманка увидит, что жертвы не, и уйдет восвояси.
Кстати, записи на домах использовали и во время эпидемий, как оберег. Но об этом я расскажу в другой статье.
В ожидании продолжения можно прочитать статью о малоизвестной славянской нечисти.
Узнать, как звали лихоманок и за что они отвечали.
Или прочитать роман "Академия Макоши"