Найти в Дзене

ПОЧЕМУ ЭТО ШЕДЕВР?

Русский конструктивист Эль Лисицкий создал картину "Проун Р.В.Н. 2" в Ганновере. Необычное название картины — дань уважения местному художнику Курту Швиттерсу, вместе с которым Лисицкий по окончании своей выставки плодотворно сотрудничал. "R.V.N." — аббревиатура, которая относится к литературной шутке Швиттерса, утверждавшего, что в названии города скрыт особый смысл, даже если прочитать его наоборот — Re Von Nah (буквально с немецкого "прямо рядом"). В период с 1920 по 1925 год Лисицкий называл все свои работы "Проун" — еще одна аббревиатура от "проект утверждения нового". Таким образом, каждая картина этого цикла фиксирует этапы творческого пути художника на его пути к новым формам. Вдохновленный супрематизмом Казимира Малевича, "Проуны" двигаются курсом от живописи к архитектуре, поскольку Лисицкий был архитектор по профессии. На квадратном холсте Лисицкий избегает ярких цветов, отдавая предпочтение приглушенным коричневым, серым и черным тонам. На картине изображены широкие плоскос
Эль Лисицкий "Проун Р.В.Н. 2" (1923 г.) - смешанная техника, холст - 99 х 99 см. - Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия
Эль Лисицкий "Проун Р.В.Н. 2" (1923 г.) - смешанная техника, холст - 99 х 99 см. - Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия

Русский конструктивист Эль Лисицкий создал картину "Проун Р.В.Н. 2" в Ганновере. Необычное название картины — дань уважения местному художнику Курту Швиттерсу, вместе с которым Лисицкий по окончании своей выставки плодотворно сотрудничал.

"R.V.N." — аббревиатура, которая относится к литературной шутке Швиттерса, утверждавшего, что в названии города скрыт особый смысл, даже если прочитать его наоборот — Re Von Nah (буквально с немецкого "прямо рядом").

Эль Лисицкий "Проун 19 Д" (около 1920-1921 гг.) - смешанная техника, фанера - 97.5 x 97.2 см. - Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Эль Лисицкий "Проун 19 Д" (около 1920-1921 гг.) - смешанная техника, фанера - 97.5 x 97.2 см. - Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

В период с 1920 по 1925 год Лисицкий называл все свои работы "Проун" — еще одна аббревиатура от "проект утверждения нового". Таким образом, каждая картина этого цикла фиксирует этапы творческого пути художника на его пути к новым формам.

Эль Лисицкий "Проун 4 Б" (около 1920-1921 гг.) - масло, холст - 70 x 55.5 см. - Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания
Эль Лисицкий "Проун 4 Б" (около 1920-1921 гг.) - масло, холст - 70 x 55.5 см. - Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания

Вдохновленный супрематизмом Казимира Малевича, "Проуны" двигаются курсом от живописи к архитектуре, поскольку Лисицкий был архитектор по профессии.

Эль Лисицкий "Проун Р.В.Н. 2" (1923 г.) - смешанная техника, холст - 99 х 99 см. - Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия
Эль Лисицкий "Проун Р.В.Н. 2" (1923 г.) - смешанная техника, холст - 99 х 99 см. - Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия

На квадратном холсте Лисицкий избегает ярких цветов, отдавая предпочтение приглушенным коричневым, серым и черным тонам. На картине изображены широкие плоскости, сочетающиеся с трехмерными фигурами. Светлый круг слегка сдвинут вправо относительно центра картины, привнося в нее эффект движения, который тут же уравновешивается четырьмя прямоугольными плоскостями, расположенными по углам картины. Все они касаются круга, а те, что находятся справа — перекрывают его.

Эль Лисицкий "Проун Р.В.Н. 2" (1923 г.) - смешанная техника, холст - 99 х 99 см. - Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия
Эль Лисицкий "Проун Р.В.Н. 2" (1923 г.) - смешанная техника, холст - 99 х 99 см. - Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия

Три узких архитектурных элемента парят перед плоскостями. Кажется, что каждый из этих трехмерных элементов освещен собственным источником света. Несмотря на это, ни одна из форм не отбрасывает тени ни на две соседних, ни на светлый диск фона, что затрудняет определение их положения в пространстве.

Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" (1495-1498 гг.) - темпера по штукатурке - 460 х 880 см. - трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие, Милан, Италия
Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" (1495-1498 гг.) - темпера по штукатурке - 460 х 880 см. - трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие, Милан, Италия

"Проуны" Лисицкого противоположны ренессансной живописи, традиция которой состоит в том, что рама картины представляет своего рода окно, за которым разворачивается иллюзорное пространство, выстроенное по законам перспективы.

Эль Лисицкий "Проун Р.В.Н. 2" (1923 г.) - смешанная техника, холст - 99 х 99 см. - Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия
Эль Лисицкий "Проун Р.В.Н. 2" (1923 г.) - смешанная техника, холст - 99 х 99 см. - Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия

Радикальное новаторство "Проунов" состоит в том, что рама картины и задний фон представляют собой не окно, а стену, перед которой архитектурные компоненты выдвигаются на зрителя, занимая пространство между ним и полотном.