Найти тему
Ритм Евразии

Инцидент на нефтепроводе «Дружба» – последствия «расхлебывают» до сих пор

Ситуация вокруг инцидента с попаданием в нефтепровод «Дружба» хлорорганических соединений стала серьезным испытанием как для России, так и Белоруссии. Несмотря на множественные заявления представителей «Транснефти», возбуждение уголовного дела, выявление причин и поиск виновных, репутация российской компании, а вместе с ней и России, оказалась серьезным образом испорчена, в том числе и в глазах белорусских партнеров.

«Доверительный принцип не всегда оправдывает себя»

Как отметил главный инженер ОАО «Гомельтранснефть Дружба» (оператор белорусской части нефтепровода) Андрей Вериго, «доверительный принцип работы с партнерами не всегда оправдывает себя», а потому Белоруссия приняла решение создать собственную систему контроля качества поступающей не ее территорию нефти.

Казалось бы, после произошедшего апрельского инцидента, а также случившегося в июне рецидива в Белоруссии имеют полное право заявить о том, что больше не могут доверять контролю со стороны «Транснефти». Тем более если помнить, чем обернулось для РБ прекращение производства и, соответственно, экспорта нефтепродуктов. Однако, как полагают аналитики, без участия в полномасштабном контроле за качеством нефти и российской стороны тоже  достичь 100-процентной уверенности в том, что история не повторится, будет невозможно.

Стоит напомнить, что о попадании загрязненной нефти в нефтепровод «Дружба» стало известно 19 апреля, когда белорусский концерн «Белнефтехим» сообщил о резком снижении качества российской нефти Urals, поступающей в участок «Гомельтранснефть Дружба». Российская «Транснефть» практически сразу же признала проблему, однако решить ее быстро не удалось. В результате уже 25 апреля Германия и Польша приостановили поставки сырой нефти из России, а Белоруссия уведомила, что транзит по западному направлению остановлен в связи с отказом Польши принимать некачественную нефть. Параллельно с этим белорусские НПЗ прекратили экспорт светлых нефтепродуктов на Украину и в Польшу, так как оборудование на предприятиях стало выходить из строя.

Кондиционная российская нефть по «Дружбе» начала поступать на территорию Белоруссии только днем 2 мая. Украина возобновила транзит нефти в Европу 11 мая, и лишь 10 июня сырье пошло в Польшу. Всего, по данным «Гомельтранснефть Дружба», в трубах России, Белоруссии, Украины и Польши скопилось 5 млн тонн некондиционной нефти с высоким содержанием хлорорганики. Ее возврат начался лишь в конце мая, а о полном очищении нефтепровода на территории РБ было заявлено только 8 августа.

Примечательно то, что формальные виновные произошедшего были найдены достаточно оперативно. Следствие установило, что к попаданию в трубу хлорограники были причастны служебные лица «Транснефть-Дружбы» и ООО «Самаратранснефть-терминал». Все они были обвинены в хищении в составе организованного преступного сообщества нефти из нефтепровода «Дружба» на сумму не менее 1 млн. рублей. Следственными органами России было заявлено, что «в марте-апреле 2019 года, чтобы скрыть хищения, несколькими подозреваемыми в узел слива нефти, расположенный у села Николаевка Волжского района, была поставлена нефть, не отвечающая требованиям ГОСТ, с добавлением в ее состав хлорсодержащих соединений». Позже стало известно, что представители компании «Волга-Ойл» привозили на данный узел в Лопатино загрязнённую хлоридами жидкость, которую закачивали в трубопровод, из которого выкачивали аналогичный объём качественной нефти и вывозили его на один из частных НПЗ региона.

Инцидент оказался  настолько серьезным, что к его обсуждению подключилось высшее руководство России, заявившее о серьезных репутационных издержках страны и потребовавшее усилить контроль за качеством нефти. «Транснефть» обязалась сделать все, чтобы не допустить повторения произошедшего, для чего заявила о переходе на ежедневный мониторинг качества нефти вместо одного раза в 10 дней. Однако уже в июне оказалось, что все принятые ранее меры не смогли изменить ситуацию на нефтепроводе.

19 июня на польском участке «Дружбы» снова было зафиксировано загрязнение нефти хлорорганикой. И несмотря на то, что вскоре прием сырья польской стороной был возобновлен, произошедшее вызвало серьезную озабоченность у потребителей российского черного золота. При этом большинство аналитиков, несмотря на заявления о том, что июньский инцидент был связан с раскачкой дренажных емкостей на нефтеперекачивающей станции Кобрин (Белоруссия), отказались полностью перекладывать вину на белорусскую сторону. Более того, к «Транснефти» возникли серьезные претензии в связи с тем, что хлорограника не должна вообще появляться в нефтепроводе, так как она не может туда попасть, иначе как в случае намеренного слива отходов какого-нибудь нефтехимического производства. По мнению ряда экспертов, поставки некачественной нефти в Польшу были продолжены с целью ее накопления и компаундирования (смешивания) с качественным сырьем, что позволяло «Транснефти» сократить потери и постепенно продать скопившуюся у нее некондиционную нефть.

В одиночку проблему не решит ни одна из сторон

Кроме того, как отмечают специалисты, «Транснефть» пока не в состоянии реально обеспечить должный контроль за качеством нефти в «Дружбе». Это связано с тем, что у частных терминалов приема черного золота в систему российской компании существуют проблемы с ежедневным мониторингом из-за отсутствия необходимых объемов реагентов. При этом «Транснефть» только в августе приступила к проработке вопросов об обязательности аккредитации испытательных лабораторий при приеме сырья, а также усиления ответственности «за нарушение требований нормативно-правовых актов в части качества требований к показателям качества нефти».

Сейчас, по ее заявлению, проводится авральное создание «контрольно-аналитических испытательных центров в крупных узловых точках системы магистральных трубопроводов по мониторингу качественных показателей нефти». При этом ясно, что при наличии огромного количества компаний, сливающих нефть в нефтепровод, уследить за всеми будет практически невозможно. Проблему могло бы частично решить оснащение самой «Транснефтью» собственными датчиками частных операторов пунктов приема нефти, однако это крайне затратная процедура как по финансам, так и по времени. Создание же банка нефти, о которой в России говорят не первый год, по-прежнему тормозится позицией российских нефтетрейдеров и производителей, многим из которых такой вариант невыгоден из-за низкого качества их сырья.

По всей видимости, сложившаяся у российских партнеров ситуация и заставила Белоруссию заявить о том, что она будет заниматься собственным контролем сырья, которая поступает по трубопроводу из России. Как заявили еще в июне в «Белнефтехиме», белорусская сторона будет теперь проверять каждую партию нефти на соответствие требованиям по качеству. Ранее количество и качество черного золота, поставляемого по нефтепроводу «Дружба», контролировалось только на российской территории, а затем на границе в белорусских лабораториях дополнительно проверялись определенные параметры не реже, чем раз в 10 дней. Теперь же проверка на содержание хлорорганических соединений стала осуществляться ежедневно, а на ближайшей к территории РФ станции «Гомель» нефтепровода «Унеча-Мозырь» установлен современный анализатор и появился дополнительный лаборант, необходимый для ежедневного мониторинга.

Кроме того, в Белоруссии решили пойти дальше, запланировав построить узлы учета количества и качества нефти «на выходе нефтепровода из Белоруссии в направлении Польши». При этом возвести «закрытый контур учета качества и количества нефти» планируется к 2021 году. Это, по мнению белорусских специалистов, позволит не допустить повторения апрельского инцидента  при любой ситуации с контролем качества нефти в России.

Вместе с тем необходимо отметить, что создание дополнительных контролирующих пунктов только на белорусском участке нефтепровода «Дружба» не сможет полностью решить проблему с возможным попаданием в него некачественного сырья. Данная проблема носит не столько технический, сколько правовой характер, связанный с необходимостью искоренения возможности хищений на нефтепроводе. В ином случае какое бы количество лабораторий или пунктов контроля ни было построено в обеих странах, инцидент может повториться в любой момент. Более того, им, так или иначе, придется создать единую систему контроля на всем протяжении нефтепровода, чтобы ни у кого в будущем не возникло желания переложить вину за возможные проблемы на своего партнера.

Чем опасны такие загрязнения

Хлорорганические соединения используются для повышения нефтеотдачи пласта, сказал РБК заведующий кафедрой технологий переработки нефти РГУ нефти и газа им. Губкина Владимир Капустин. Крупные компании давно не используют подобные растворы, а небольшие частные компании периодически пытаются на своих месторождениях увеличить добычу нефти с помощью хлорорганики, но при сдаче в трубу нефть очищается от них, добавил он.

Хлорорганические соединения, попавшие в нефтепровод «Дружба», содержат высокую концентрацию дихлорэтана, следует из сообщения российского Минэнерго. Раствор дихлорэтана может применяться в процессе очищения нефти от парафина, сказал РБК бывший топ-менеджер нефтесервисной компании. Он утверждает, что в России используется такая добавка для борьбы с отложениями парафина в скважине. В ее состав входит, в частности, хлорид натрия.

Основная проблема с попаданием хлорорганических соединений в нефть в объеме, в несколько десятков раз превышающем нормативы (установленная норма — не более 5 мг хлорорганики на литр нефти), в том, что такая нефть вызывает коррозию оборудования на НПЗ, сказал В. Капустин. «В первую очередь речь идет о системе риформинга, об оборудовании для производства высокооктанового бензина (качественный бензин. – Ред.), которое выходит из строя. Процесс такой быстрый и агрессивный, что приводит к образованию дыр в оборудовании. Прямогонный бензин из одной трубы теплообменника смешивается с высокооктановым из другой трубы, на выходе мы получаем бензин с низким октановым числом, продукт ненадлежащего качества», – пояснил эксперт.