Виллис МБ - маленький автомобиль, который при жизни стал настоящей классикой и дал название целому классу автомобилей. В настоящее время словом "джип" обозначается любой автомобиль, обладающий хорошей проходимостью в условиях бездорожья, но изначально это название было закреплено за вполне конкретным образцом техники. Весной 1940 года американские военные сформулировали технические требования на проектирование легкого командирского и разведывательного автомобиля грузоподъемностью четверть тонны с колесной формулой 4х4. Победителем в итоге была признана компания "Виллис", которая с 1941 года начала массовое производство армейского автомобиля повышенной проходимости под обозначением Виллис MБ. С 1942 года к производству лицензионной копии "Виллиса" присоединился и концерн Форда, машина выпускалась под обозначением Форд Джи-Пи-В. До момента завершения Второй мировой войны американские заводы собрали всего более 650 тысяч автомобилей, а выпуск "Виллисов" продолжился и после войны. По одной из версий, слово "джип", это обычное сокращение от военного обозначения автомобилей "Дженерал Перпос" , GP, звучит как джи-пи, или джип и дословно обозначает автомобиль общего назначения.
В кузове военного внедорожника были свои особенности - полное отсутствие дверей, складной брезентовый верх и откидывающееся на капот автомобиля лобовое стекло. Снаружи с задней стороны джипа закреплялось запасное колесо и канистра с запасом топлива, а на бортах можно было разместить лопату, топор и другой шанцевый инструмент. Несущим элементом кузова была лонжеронная рама, с которой с помощью рессор с амортизаторами одностороннего действия были соединены неразрезные мосты, оснащенные блокирующимися дифференциалами. В качестве силовой установки на автомобиле использовался рядный 4-цилиндровый двигатель рабочим объемом 2,2 литра и мощностью 60 л.с. Он был объединен с механической трехступенчатой коробкой передач. С помощью раздаточной коробки передний мост внедорожника можно было отключить, а также включить пониженную передачу. Важной особенностью легкого, подвижного, но узкого армейского автомобиля повышенной проходимости были барабанные тормоза всех колес с гидравлическим приводом. В трансмиссии автомобиля использовалась двухступенчатая раздаточная коробка, которая при включении водителем понижающей передачи уменьшало число оборотов, идущих от коробки к мостам в 1,97 раза. Также она служила для выключения переднего моста во время движения по шоссейным дорогам и дорогам с твердым покрытием. Топливный бак джипа вмещал в себя 57 литров топлива. Открытый бездверный кузов, рассчитанный на четырех человек и установку легкого съемного брезентового верха, был цельнометаллическим. Ничего лишнего. Даже стеклоочистители на этом автомобиле были ручными. Переднее стекло автомобиля имело подъемную рамку, для снижения высоты джипа оно могло откидываться вперед на капот.
Автомобиль Виллис МБ мог возить прицеп или буксировать противотанковую пушку калибра 45 мм.
Джип был идеально скомпонован, конструкторам удалось обеспечить удобный подход к агрегатам и узлам автомобиля при их демонтаже и обслуживании. Автомобиль Виллис МБ обладал отличной динамикой, большой скоростью движения по шоссе, хорошей маневренностью и достаточной проходимостью. Небольшие габариты машины, особенно ее ширина, позволяли без особых проблем ездить по прифронтовым лесам, которые были доступны только пехотинцам. Были недостатки - невысокая боковая устойчивость из-за небольшой ширины, которая требовала от водителя грамотного управления. Узкая колея часто не позволяла автомобилю вписаться в след, который был пробит другими машинами. Начиная с лета 1942 года, автомобиль Виллис МБ начал массово поступать в СССР по программе ленд-лиза в качестве военной помощи. Американский внедорожник отлично зарекомендовал себя в условиях ведения военных действий. Автомобиль служил в качестве разведывательно - командирской машины, и как тягач для пушек. Часть машин бала специально переделана для медицинской помощи — в них были размещены носилки. В СССР все джипы получили известность под названием "Виллис", хотя многие внедорожники были продукцией компании Форд. Всего в СССР попало около 52 тысяч автомобилей "Виллис", а всего было выпущено 659031 автомобиль на всех заводах.
Длина автомобиля 3,335 метра, ширина 1,57 метра, высота 1.77 метра с тентом. Клиренс 220 мм, колесная база 2,032 метра. Вес пустого автомобиля 1113 кг, грузоподъемность 250 кг. 4-цилиндровый двигатель объемом 2,2 литра и мощностью 60 л.с., максимальная скорость по шоссе 105 км/час, скорость с прицепом или 45 мм пушкой 86 км/час.
Емкость топливного бака 57 литров, запас хода по шоссе 480 км.
Количество мест 4.
После победы тысячи оставшихся на ходу автомобилей были переданы в народное хозяйство СССР.
ГАЗ-64 - первый советский серийный вседорожник, военный полноприводный автомобиль с открытым кузовом, предназначался для использования в качестве командирского автомобиля и легкого артиллерийского тягача, использовался и как транспортное средство пехоты, способное при кратковременной перегрузке перевезти до отделения бойцов. Автомобиль получил красноармейское прозвище "козлик", которое затем перешло и на последующие модели - он с легкостью скакал по ухабам.
В конце января 1941 года Нарком среднего машиностроения СССР Вячеслав Малышев по инициативе Начальника Автотракторного управления РККА генерала Ивана Тягунова пригласил к себе конструктора Виталия Андреевича Грачева и показал ему американский автомобильный журнал с изображением легкого военного вездехода со всеми ведущими колесами. Это был первый прототип армейского легкового внедорожника "Форд Пигмей" американской компании "Форд".
Нарком Малышев распорядился сделать такую же машину в трехмесячный срок. Советский джип, именовавшийся в документах как автомобиль-разведчик, требовалось изготовить в двух образцах, способных нести легкое вооружение. В горьковском КБ проектирование автомобиля ГАЗ-64 началось 3 февраля 1941 года под руководством Виталия Андреевича Грачева. Сборка первого автомобиля закончилась 25 марта 1941 года, а 22 апреля 1941 года две опытные машины были продемонстрированы в Кремле Сталину и затем отправились на испытания. Уже после начала войны в августе 1941 года первые собранные вручную машины были отправлены на фронт и участвовали в боях за Москву. Их мелкосерийное производство развернулось в конце того же года. Технической базой нового автомобиля ГАЗ - 64 служили полноприводное шасси ГАЗ-61 и агрегаты от серийных грузовиков. От ГАЗ - 61 использовались доработанный передний и задний мосты, одноступенчатая раздаточная коробка, укороченные карданные валы, рулевой механизм, тормоза и колеса, а также доработанная тормозная система. От грузовика ГАЗ-ММ позаимствовали 50-сильный двигатель с карбюратором, водяным насосом, электрическим стартером, системами питания и охлаждения, а также сухое сцепление, 4-х ступенчатую КПП и заднее подпружиненное буксирное устройство. Было решено сократить колею автомобиля ГАЗ-61, что привело к переделкам узлов ходовой части. Новая передняя подвеска была выполнена на двух парах продольных четвертьэллиптических рессорах и снабжена двумя рычажными гидроамортизаторами одностороннего действия, задняя осталась обычной рессорной и комплектовалась торсионным стабилизатором боковой устойчивости и также двумя амортизаторами. Открытый 4-местный кузов изготовлялся из кровельного железа, снабжался тентом и брезентовыми фартуками вместо обычных дверей, двумя передними раздельными сиденьями и одним задним двухместным, откидным лобовым стеклом с вакуумным очистителем. В кузове предусматривались места для стрелкового оружия и боеприпасов, на машинах связи за задним сиденьем размещалась переносная радиостанция. Основной топливный бак емкостью 43 литра размещался под лобовым стеклом, а под задним сиденьем имелась вторая 40-литровая емкость.
Снаряженный вес автомобиля ГАЗ-64 составил 1306 кг. На шоссе автомобиль развивал скорость 92 км/час и расходовал в среднем 15 литров бензина на 100 км. Максимальный угол подъема достигал 42 градуса. Сравнительные испытания показали, что ГАЗ-64 имел несколько лучшую проходимость, чем Виллис, что объяснялось лучшим сцеплением его шин с более удачным рисунком протектора, меньшим удельным давлением на грунт и более устойчивой работой нефорсированного, но "эластичного" двигателя на малых частотах вращения с значительным крутящим моментом.
После начала массовых поставок по ленд-лизу более совершенных американских джипов "Виллис", а также ввиду своего незначительного производства широкого распространения в армии ГАЗ-64 не получил. В 1942 году было выпущено всего 67 единиц. С апреля 1943 года производства его не было совсем, так как все шасси ГАЗ-64 шли под монтаж бронеавтомобилей БА-64, которых было выпущено около 4000 экземпляров.