21.8.1941 г.
Секретарю Гомельского обкома КП(б)Б тов. Жиженкову
Секретарю Гомельского ГК КП(б)Б тов. Барыкину
Доношу, что по приказанию н-ка Гомельского гарнизона генерал-майора Шевчука Городской полк H.O. в 2-15,15.8. выбыл из города и занял оборонительную линию в районе Рощинская-Московская ул. и лишь батальон в Новобелице был оставлен на месте. 16.8. в 19-30 по приказу того же начальника гарнизона полк выбыл в р-н д. Семеновки Уваровичского р-на для отражения продвигавшейся вражеской колонны. Однако в связи с невыводом в срок командиром 2 б-на своего б-на к месту сбора полка, произошла задержка выхода полка в р-н стороны д. Семеновка… Полк в составе 2-х б-нов прибыл в Семеновку в 5.00 и получив участок обороны, занял его, но непосредственно в боях участия не принимал. Полк подвергся лишь обстрелу вражеских минометов. Были выведены из строя 2 автомашины и одна лошадь, кроме того, полком была проведена большая разведывательная работа, было ликвидировано одно пулеметное гнездо противника и 3 гнезда автоматчиков. В одной из перестрелок был убит немецкий офицер и захвачена его полевая сумка и оружие.
В 14.00 по приказанию командующего данным участком фронта полк вышел на новую оборонительную линию влево от д. Семеновка, занял огневую позицию и окопался. Продвигаясь влево, полк занял пос. Гудок, ст. Уза и д. Руденец. До вечера никаких столкновений с противником не было. Ночью происходили незначительные перестрелки нашей разведки с вражескими разведчиками. Рано утром 17.8 произошла пулеметная и ружейная перестрелки с конной разведкой противника в направлении Руденец Уваровичи, в результате которой было ранено 2 немецких солдата и убита 1 лошадь.
В 11 часов утра в 2-х деревнях по направлению к ст. Уза было замечено продвижение танков противника и одиночные перебежки. Разведка 1-го батальона донесла, что в направлении Уваровичи к ст. Уза перемещается кавалерийское соединение противника.
Командованием был дан приказ окопаться в землю, не открывать огня до приближения противника. Но, заметив скопление н/сил в р-не ст. Уза и д. Руденец, противник, не осмелясь двинуться вперед, в 17.00 открыл ураганный артиллерийский и минометный огонь, особенно концентрируя все по правому флангу 1-го б-на и ст. Уза, где размещен был 2-ой б-н.
В результате этого ст. Уза и д. Руденец запылали в огне. Прекратив минометный огонь или частично под его прикрытием, противник двинул свои пехотные части. Завязался длительный бой, в результате которого полк потерял одного бойца убитым и 7 человек ранеными.
В 19 часов полк получил устное приказание от командующего участком фронта отойти с занимаемых позиций на линию противотанкового рва в д. Красное Гомельского района. 1-й б-н и отдельная рота милицейских работников и работников НКВД отошли на линию рва и заняли новую линию обороны в 2 ч. ночи. 2-й же б-н к новой линии так и не прибыл, так как в дороге получил новый приказ от командующего участком фронта направиться в д. Семеновка для поддержки сражавшейся там воинской части.
18.8 в 20.00 часов по приказу командира корпуса полк в составе 1-го б-на и отдельной роты выбыл в д. Прудок, где пробыл до рассвета. Я и помощник начштаба т. Войтекун вместе с группой под командованием капитана Иванова приняли участие в бою за д. Поколюбичи. Противник был отброшен далеко за деревню, а бой прекратился лишь глубокой ночью.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!
в 5.00 полк получил приказание занять линию обороны налево от д. Поколюбичи, куда и выбыл.
В 5.55 начался бой. На левом фланге н/линии был размещен 1-ый б-н (командир т. Чуйкин), правее особая рота под командованием майора Госбезопасности т. Дмитриева и справа на высоте д. Поколюбичи командирский пункт с 32 бойцами комендантского взвода и взвода связи. Бой продолжался минут 15. Противник бил по н/местам расположения из минометов, артиллерии, пулеметов, автоматов и винтовок. Мы же противопоставили лишь пулеметно-ружейный огонь, кроме того н/артиллерия в место расположения отд. роты бросила два снаряда. Все это нанесло большой урон н/живой силе и 1-й отд. б-н и отд. рота вынуждены были отойти с большими потерями в р-н г. Гомеля под сильным минометным и пулеметным огнем. Командный пункт полка, надеясь на прикрытие с правого фланга, несмотря на сильный огонь противника, продолжал бой, но оказалось, что противотанковые орудия с правого фланга отступили в глубь д. Поколюбичи, а еще до этого отошли н/танки. Пехоты же на правом фланге вскоре было не обнаружено и командный пункт оказался в окружении. Бойцы и командиры пункта дрались до последней минуты, пока имели оружие, но ручные пулеметы после 2-х десятков выстрелов отказали, а противник минометным и пулеметным огнем вывел из строя 26 чел. из 32 находившихся на командном пункте. Командир полка капитан Уткин был тяжело ранен взрывом мины, нач. штаба ст. лейтенант Гринько и командир комендантвзвода ст. лейтенант, учитель Мигай были тоже тяжело ранены. Командование полком принял на себя я, но, очутившись в окружении, оставшись только с одним наганом и 2-мя гранатами (ибо все оружие было выведено из строя), не имея связи с 1-ым б-ном и не имея возможности ее установить, я дал приказ оставшимся в живых на командном пункте 6 бойцам отступить и считаю необходимым отметить подлинный героизм и отвагу в борьбе с фашистским отрепьем: […] 1-го б-на ст. лейтенанта Чуйкина, комиссара 2-го батальона т. Кунцевича (убит), командира полка капитана Уткина, помначштаба т. Войтекуна, делопроизводителя полка учительницу Школьникову, которая добровольно пришла на командный пункт и под ураганным огнем оказывала мед. помощь раненым, командира комендантского взвода учителя Мигая, бойца девушку тов. Фрончок, которая вынесла из-под огня 12 раненых бойцов, помкомвзвода т. Придатко и др.
Наряду с этими героями-ополченцами считаю необходимым указать на вопиющие факты предательства и трусости бойца 1-го батальона грузчика жел. дороги […] который своей беспорядочной стрельбой сигнализировал врагу о расположении наших частей и с тыла стрелял по нашим командирам, за что он был расстрелян на месте.
Мною была убита женщина в красном в д. Поколюбичи, которая дважды приходила в расположение командного пункта, причем ее появление вызывало […] огня противника, а уход усиленный огонь по командному пункту.
Командир 1-й роты член ВКП(б) т. Л. (прокуратура) накануне боя 18.8 из д. Прудок ночью в 2.00 отказавшись от командования ротой и никого не поставив в известность вместе с командиром взвода Э. (ЛКСМ) позорно бежали и участия в бою не приняли. Встретив их в Новобелицкой МТС, я их обезоружил, но ввиду отсутствия на месте властей и в связи со спешным выездом в поисках областных организаций арестовать не смог.