Если вы здесь впервые, ознакомьтесь с манифестом.
Я. Как вас назвать в тексте?
Собеседница. Полина.
Я. Я вижу в названии вашей группы два важных меня термина: «эскапизм» и «мир сказок». Начну с первого. Что такое эскапизм для вас, какую роль это понятие играет в вашей жизни?
Полина. Я понимаю его двойственно. С одной стороны, эскапизм - это одна из форм психологической защиты, стремление человека избежать реальных проблем или внешнего, а также внутреннего конфликта посредством ухода в фантазии и мечты. С другой стороны - это побочный (в хорошем смысле) продукт человеческого воображения, одна из форм творчества.
Эскапизм в смысле мечтаний и фантазирования для меня в подростковом возрасте был способом защиты, сейчас в большей степени источник вдохновения.
Я. Защиты от чего?
Полина. От внешних конфликтов, которые я не всегда решала. Например, хотела сказать что-то человеку, но не говорила, потом в мыслях додумывала этот разговор, фантазировала. Могла поместить реальных людей в выдуманную ситуацию или даже в выдуманный мир. Эскапизм как защита снижает уровень стресса, ситуативной тревоги. Хотя это неэффективный механизм, конечно.
Я. Почему вы считаете, что неэффективный?
Полина. Потому, что конфликт так и остается неразрешенным, а ситуация непроработанной. Фантазии - это прекрасно. Но мы, люди, всё-таки существа социальные, даже интроверты и мизантропы, и должны уметь решать свои проблемы в реальности или хотя бы пытаться это сделать. Да и вообще, я считаю, для многих людей такие игры разума вредны.
Я. А в чем состоит вред? Ну, допустим, они не улучшают ситуацию, но как могут сделать ее хуже?
Полина. Потому, что эскапизм активирует магическое мышление, которое в норме у взрослого человека работать не должно, а оно в свою очередь начинает провоцировать развитие магифренического синдрома. Это уже может перейти в патологию, например, паранойю, патологическую магифрению и т.д. В современном обществе, начиная с 90-х, это дело цветет буйным цветом. Также вследствие чрезмерного ухода в фантазии снижаются коммуникативные навыки, навыки адаптации, устойчивость к стрессу и пр.Эскапизм вреден при депрессивных расстройствах.
Тут, конечно, однозначно не скажешь, так как у всех психика по-разному устроена, для кого-то это и, правда, способ свой талант развить, увеличить культурный капитал, но для большинства эскапизм - это новый уровень «мыслительной жвачки», эдакая вредная привычка. Про эскапизм можно сказать, что «всё хорошо в меру», и эту меру свою надо очень хорошо знать.
Я. Так. Но чуть выше вы сказали, что одновременно эскапизм стал для вас источником вдохновения?
Полина. Да, как и для многих, я думаю, так как эскапизм в целом развивается у людей, склонных к фантазированию и с развитым воображением. А вот это воображение... оно же требует постоянной подпитки, поэтому человек ищет новые источники вдохновения - новые сюжеты для своих выдуманных миров. Книги, фильмы, компьютерные игры, может, природа, живопись и пр.
Я. На что он вдохновил вас?
Полина. Рассказы, поэзия, тема для диссертации :)
Я. Хорошо, перейдем теперь ко второму заинтересовавшему меня аспекту. Почему вы выбрали именно мир сказок?
Полина. Потому, что сообщество, посвященное мифологии и культурной антропологии у меня уже есть :) А это просто побочная группа, я ее почти не веду.
Но если подойти с позиции юнгианской психологии, именно фольклор и сказки - база эскапизма. Фольклор – это то, что составляет коллективное бессознательное. Тот же Толкин в своих произведениях опирался на скандинавскую мифологию, Библию и пр. Гарри Поттер, Сумерки, даже фильмы Marvel – они все основаны на фольклоре с добавлением современной мифологии. Именно в сказки люди веками вытесняли то, что их волновало и тревожило в реальной жизни, тему смерти и рождения, инициации, влияния злых сил и пр.
Я. Кстати, как вы относитесь к ролевым играм по Толкину? Это отрыв от реальности или просто переход в какую-то другую, альтернативную?
Полина. Положительно отношусь :) Они развивались в России в эпоху ремифологизации. В основном связаны с потребностью людей снизить уровень стресса, а в 90-е и 2000-е он был очень высоким.Психологически ролевые игры тождественны футбольным матчам. Тоже чувство единства, эмоционального подъема.
Я. А ремифологизация в целом - это хорошо или плохо?
Полина. Как и любой социально-культурный феномен, он не может быть оценен однозначно. Для культуры - хорошо, она обогащается от всего. Для науки - не очень, мракобесие процветает. В любом случае это неизбежный этап, через который общество время от времени проходит.
Я. То есть, вы не считаете, что в какой-то момент человек полностью освободится от мифов, и настанет вечное сияние чистого Разума?
Полина. Я думаю, это невозможно. Даже в самых передовых странах процент атеистов не превышает 60-70 %, что говорить о странах, где с образовательной сферой проблемы. Да и, опять же, не только в религии, эзотерике и эскапизме проблема. Человек сам обманываться рад, не это, так MMM, финансовые пирамиды, антипрививочники. Это нормально, заблуждения - это единственный путь поиска истины. Просто не всегда понятно, почему многие люди отказываются от уже наработанной научной базы и уже доказанных гипотез, а предпочитают идти по пути предков, набивая многочисленные шишки. То ли это зачатки научного скептицизма, то ли наоборот синдром избранного. В любом случае у каждого свой путь, надо уметь его уважать.
Я. Есть ли что-нибудь важное по затронутому нами кругу тем, о чем вам хотелось бы рассказать, но я не спросил?
Полина. Думаю, что нет такого. Вернее сказать то можно многое, но моя позиция и так ясна по данному вопросу :)
Я. Какие ссылки оставите моим читателям?
Полина. «Записки антрополога» и «Лунная рапсодия: колыбель мифа».