Найти тему
Наша Вологда

Подозрительный синяк

За каж­дый синяк ре­бен­ка ро­ди­те­лям при­дет­ся дер­жать ответ перед по­ли­ци­ей? Все к тому идет…

Непри­выч­но стре­ми­тель­ная ре­ак­ция пра­во­охра­ни­те­лей на бы­то­вые трав­мы детей вы­зы­ва­ет на­сто­ро­жен­ность среди во­лог­жан. По­вест­ку к участ­ко­во­му можно по­лу­чить уже через пару часов после об­ра­ще­ния к врачу. Объ­яс­не­ния, что трав­ма по­лу­че­на в ре­зуль­та­те за­уряд­ных дет­ских игр, тот­час ни­ко­го не убеж­да­ют. В гла­зах неко­то­рых блю­сти­те­лей по­ряд­ка по­яв­ля­ет­ся охот­ни­чий азарт…

Трех­лет­ний сын во­лог­жан­ки Ирины Ма­лы­ше­вой (имя и фа­ми­лия из­ме­не­ны) играл на дет­ской пло­щад­ке. В какой-то мо­мент малыш упал с ка­че­лей и уда­рил­ся го­ло­вой. Ре­бе­нок силь­но пла­кал, и мама неза­мед­ли­тель­но по­еха­ла в дет­ский травм­пункт на По­ше­хон­ском шоссе. К сча­стью, се­рьез­ной трав­мы ме­ди­ки не вы­яви­ли и после осмот­ра семью от­пра­ви­ли домой.

– Нас ни о чем не пре­ду­пре­ди­ли, не за­да­ва­ли ни­ка­ких во­про­сов, – рас­ска­зы­ва­ет Ирина. – Так как ре­бе­нок чув­ство­вал себя хо­ро­шо, после травм­пунк­та мы еще гу­ля­ли какое-​то время на улице, а когда вер­ну­лись домой, в две­рях нас ждала… по­вест­ка из по­ли­ции. Чест­но, я была шо­ки­ро­ва­на тем, с какой ско­ро­стью от­ре­а­ги­ро­ва­ли на наш слу­чай. Если бы по­ли­ция все­гда дей­ство­ва­ла с такой опе­ра­тив­но­стью, у нас в стране давно было бы по­кон­че­но с пре­ступ­но­стью…

Как бы то ни было, пер­вой ре­ак­ци­ей жен­щи­ны на по­лу­чен­ную по­вест­ку был некон­тро­ли­ру­е­мый страх.

– Меня как будто бы за­ста­ви­ли по­чув­ство­вать себя каким-​то пре­ступ­ни­ком, – де­лит­ся пе­ре­жи­ва­ни­я­ми Ирина. – По­че­му я долж­на что-​то до­ка­зы­вать чужим людям в по­го­нах? На каком ос­но­ва­нии? У нас при­лич­ная семья, мы ни­ко­гда не со­сто­я­ли на учете, на ре­бен­ке нет ни­ка­ких си­ня­ков и сса­дин, кроме неболь­шой шишки на го­ло­ве. Ко­неч­но, мы схо­ди­ли и дали объ­яс­не­ния участ­ко­во­му, но в сле­ду­ю­щий раз я силь­но по­ду­маю, стоит ли бе­жать с ре­бен­ком в травм­пункт или все-​таки «пе­ре­си­деть» дома и по­ста­рать­ся ре­шить про­бле­му са­мо­сто­я­тель­но…

Этот слу­чай с мо­ло­дой жен­щи­ной и ее ре­бен­ком да­ле­ко не уни­ка­лен. В соц­се­тях можно найти массу при­ме­ров, когда ро­ди­те­лям после по­се­ще­ния ме­ди­ков при­хо­ди­лось объ­яс­нять­ся с пра­во­охра­ни­те­ля­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми ор­га­нов опеки.

Воз­ни­ка­ет небез­осно­ва­тель­ный во­прос: не зло­упо­треб­ля­ют ли ме­ди­ки своим по­ло­же­ни­ем, со­об­щая даже о незна­чи­тель­ных трав­мах детей в пра­во­охра­ни­тель­ные ор­га­ны? Ведь ушибы, си­ня­ки и сса­ди­ны – обыч­ные спут­ни­ки дет­ских игр.

Ответ не так прост, как ка­жет­ся. Судя по всему, ме­ди­ки «пе­ре­стра­хо­вы­ва­ют­ся» из-за уча­стив­ших­ся слу­ча­ев пре­ступ­ных дей­ствий в от­но­ше­нии детей, ко­то­рые до­пус­ка­ют­ся в род­ных и при­ем­ных се­мьях ма­лы­шей.

В ав­гу­сте 2018 года Во­лог­ду, а впо­след­ствии и всю стра­ну, по­тряс­ла ис­то­рия ма­лень­ко­го Степы Ку­ки­на. Ше­сти­лет­не­го ре­бен­ка до­ста­ви­ли в об­ласт­ную дет­скую боль­ни­цу без со­зна­ния, с мно­го­чис­лен­ны­ми трав­ма­ми и уши­ба­ми. Про­ле­жав несколь­ко ме­ся­цев в коме, маль­чик умер. В от­но­ше­нии при­ем­ных ро­ди­те­лей по­гиб­ше­го ма­лы­ша воз­буж­де­но уго­лов­ное дело.

В но­яб­ре того же года в травм­пункт об­ра­ти­лась мать двоих ма­ло­лет­них детей по по­во­ду трав­мы стар­ше­го двух­лет­не­го ре­бен­ка. За­од­но ме­ди­ки ре­ши­ли про­ве­рить со­сто­я­ние млад­ше­го ре­бен­ка, ко­то­ро­му едва ис­пол­ни­лось семь ме­ся­цев. Итоги ис­сле­до­ва­ния шо­ки­ро­ва­ли: у мла­ден­ца были вы­яв­ле­ны пе­ре­ло­мы ребер и черепно-​мозговая трав­ма. Обоих ма­лы­шей изъ­яли из семьи са­ди­стов, отцу и ма­те­ри предъ­яв­ле­ны об­ви­не­ния в ис­тя­за­нии детей и при­чи­не­нии тяж­ко­го вреда здо­ро­вью.

И это лишь самые на­шу­мев­шие слу­чаи…

– Если врачи травм­пунк­та при осмот­ре ре­бен­ка за­по­до­зрят кри­ми­наль­ный ха­рак­тер по­лу­чен­ной трав­мы, они обя­за­ны неза­мед­ли­тель­но со­об­щить об этом в пра­во­охра­ни­тель­ные ор­га­ны, – ком­мен­ти­ру­ет глав­ный врач об­ласт­ной дет­ской боль­ни­цы Вла­ди­мир Бо­га­ты­рев. – Это нор­маль­ная прак­ти­ка нашей ра­бо­ты, и ни­че­го страш­но­го в том, что с ро­ди­те­лей возь­мут объ­яс­не­ния, я не вижу. В таких си­ту­а­ци­ях лучше, как го­во­рит­ся, «по­дуть на хо­лод­ное», чтобы не до­пу­стить тра­ге­дии…

По сло­вам Вла­ди­ми­ра Бо­га­ты­ре­ва, за­ко­ном опре­де­лен чет­кий пе­ре­чень травм, о ко­то­рых ме­ди­ки обя­за­ны со­об­щать в пра­во­охра­ни­тель­ные ор­га­ны. Необ­хо­ди­мость ме­ди­цин­ских ор­га­ни­за­ций предо­став­лять све­де­ния в ор­га­ны внут­рен­них дел преду­смот­ре­на ст. 79 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 21 но­яб­ря 2011 г. «Об ос­но­вах охра­ны здо­ро­вья граж­дан…». При­ка­зом Мин­здра­ва опре­де­ле­ны и виды травм, о ко­то­рых ме­ди­ки обя­за­ны со­об­щать в по­ли­цию (если есть до­ста­точ­ные ос­но­ва­ния по­ла­гать, что они по­лу­че­ны в ре­зуль­та­те со­вер­ше­ния про­ти­во­прав­ных дей­ствий). Среди них в том числе ко­ло­тые, ре­за­ные, рва­ные раны, пе­ре­ло­мы ко­стей, ге­ма­то­мы, ушибы, со­тря­се­ния го­лов­но­го мозга. Так что, как счи­та­ет Бо­га­ты­рев, ни о какой са­мо­де­я­тель­но­сти со сто­ро­ны ле­чеб­но­го учре­жде­ния речь не идет.

В по­ли­ции в то же время под­чер­ки­ва­ют, что вза­и­мо­дей­ствие ме­ди­ков и пра­во­охра­ни­те­лей на­прав­ле­но не толь­ко на вы­яв­ле­ние воз­мож­ных про­ти­во­прав­ных дей­ствий в от­но­ше­нии ма­ло­лет­них, но и на про­фи­лак­ти­ку по­доб­ных фак­тов. Ро­ди­те­ли и дру­гие род­ствен­ни­ки, при­вык­шие ре­шать все про­бле­мы с без­за­щит­ным ре­бен­ком с по­мо­щью силы, долж­ны пом­нить о воз­мож­ных по­след­стви­ях и дер­жать свои эмо­ции под кон­тро­лем.

– Сов­мест­ная ра­бо­та с ме­ди­ка­ми ве­дет­ся нами по­сто­ян­но, – ком­мен­ти­ру­ет ру­ко­во­ди­тель пресс-​службы управ­ле­ния МВД Рос­сии по Во­ло­год­ской об­ла­сти Ев­ге­ний Во­ро­чал­ков. – Мы дей­ству­ем стро­го в рам­ках за­ко­на. По­лу­чив сиг­нал из ме­ди­цин­ских учре­жде­ний, пра­во­охра­ни­тель­ные ор­га­ны обя­за­ны от­ре­а­ги­ро­вать на него, иначе это будет ква­ли­фи­ци­ро­вать­ся как долж­ност­ное на­ру­ше­ние…

И все же: не слиш­ком ли вы­со­ка ско­рость ре­а­ги­ро­ва­ния? Утром – травм­пункт, а уже ве­че­ром – по­вест­ка. Стоит ли так «кош­ма­рить» ро­ди­те­лей, ко­то­рые чаще всего и так на­хо­дят­ся в рас­стро­ен­ных чув­ствах.

– По ин­струк­ции, врач со­об­ща­ет обо всех по­ка­зав­ших­ся ему по­до­зри­тель­ны­ми трав­мах по окон­ча­нии смены, но если какая-​то трав­ма вы­зо­вет у него осо­бые со­мне­ния, он имеет право по­зво­нить в по­ли­цию сразу же после при­е­ма па­ци­ен­та, – го­во­рит Ев­ге­ний Во­ро­чал­ков.

Ин­фор­ма­ция о трав­мах, све­де­ния о па­ци­ен­те и его ро­ди­те­лях, их месте про­жи­ва­ния и дру­гие важ­ные дан­ные по­сту­па­ют в де­жур­ную часть по­ли­ции. Затем по тер­ри­то­ри­аль­но­му прин­ци­пу пе­ре­ад­ре­су­ют­ся участ­ко­во­му ин­спек­то­ру, ко­то­рый от­ве­ча­ет за кон­крет­ный уча­сток го­ро­да.

Если го­во­рить об этом кон­крет­ном слу­чае, то ха­рак­тер трав­мы мог по­бу­дить вра­чей при­нять экс­трен­ные меры ре­а­ги­ро­ва­ния. Ха­рак­тер по­вре­жде­ния, по­лу­чен­но­го ре­бен­ком, и об­сто­я­тель­ства, при ко­то­рых это по­вре­жде­ние по­лу­че­но, не были оче­вид­ны. Участ­ко­вый имел право сразу после со­об­ще­ния из де­жур­ной части выйти по ука­зан­но­му ад­ре­су про­жи­ва­ния ре­бен­ка. Так что на сей раз люди в по­го­нах про­сто де­ла­ли свою ра­бо­ту. Ро­ди­те­лям, ко­то­рые ни в чем не ви­но­ва­ты, пе­ре­жи­вать не о чем…

Та­тья­на Лен­ти­на, Еженедельник "Наша Вологда"

Фото yandex.ru​