Найти тему

Die Welt: "Авианосцы США спасла редкая жестокость воздушных боев с японскими пилотами"

Итак, японский императорский флот и американские авианосцы достаточно долго слонялись в районе Новой Гвинеи и Соломоновых островов, чтобы наконец установить, кто будет править в южной части Тихого океана. И вот этот день, когда предстояло выяснить, кто сильнее, наступил. 8-го мая 1942-го года противники уже точно знали местонахождение друг друга, а палубная авиация непримиримых врагов была готова к грандиозной битве в воздухе. В связи с этим немецкий историк Вернер Ран пишет: "Хотя американские и японские воздушные соединения были примерно равны по своей боевой мощи, у японцев все-же было небольшое тактическое преимущество благодаря наличию боевого опыта."

Это очень быстро проявилось в том, что два американских авианосца в самом начале схватки получили серьезные повреждения. Одновременно с этим, американские пилоты смогли выключить из игры японский авианосец «Сёкаку», с которого из-за сильных разрушений на палубе более не могли взлетать боевые самолеты. Команде на американском авианосце «Лексингтон» после попадания нескольких японских торпед и бомб удалось взять ситуацию под контроль. Однако, около 15-ти часов тело корабля сотрясли несколько мощных взрывов, и капитан был вынужден объявить эвакуацию личного состава.

Японский авианосец «Сёкаку» в это время был еще на ходу, но успел потерять в воздушном бою почти все свои самолеты. Все закончилось тем, что американский и японский адмиралы приказали своим войскам прекратить столкновение. При этом каждый из них не сомневался в том, что одержал блестящую победу. По крайней мере, адмирал Флетчер был точно уверен в том, что поставил жирный крест на военных планах японцев. В противовес ему, адмиралу Такаги удалось вывести из строя один авианосец янки. Невероятно, но Такаги был полностью уверен, что помимо «Лексингтона» его воздушные бойцы превратили в металлический хлам еще и авианосец «Йорктаун», о чем радист немедленно сообщил в Токио. В результате эйфория от несуществующей победы охватила столицу Японии.

Теперь японское руководство, планируя наступление на атолл Мидуэй, исходило из того, что у американцев осталось всего два авианесущих корабля. И эта ошибка, в конечном итоге, оказалась губительной. В течение двух дней специалисты в Перл-Харборе привели поврежденный авианосец «Йорктаун» в порядок, и он снова встал в строй в составе группы, которая поджидала японский флот у Мидуэя. Эта патовая ситуация превратила битву в Коралловом море в стратегическую победу американцев. К этому добавился еще один решающий фактор: неожиданная жестокость воздушных боев, в которых сбитые пилоты были практически лишены надежды на спасение.

Японские летчики были лучше натренированы и имели больше боевого опыта, чем их американские противники, но японское командование не позаботилось о том, чтобы заблаговременно подготовить достаточное количество запасных боевых пилотов. Это привело к тому, что современный авианосец «Сёкаку» располагал самолетами, но остался без опытных летчиков, что и предрешило исход сражения. Ведь они, эти элитные пилоты, и были главным оружием "Страны восходящего солнца" в морской войне.

Перевод материала с исторического раздела сайта «Die Welt», Германия.