Мне больше всего нравится тот Вэйтс, который сформировался и проявился на Swordfishtrombones и то, как он развивался в дальнейшем.
Нет, не подумайте лишнего - я люблю и раннего Вэйтса, но на ранних альбомах это был еще некий недо-Waits или прото-Waits. Это был какой-то охрипший Скотт Вокер или Дэвид Эклз "в поисках тепла".
А вот когда он перестал "искать тепло", когда начал жечь себя и подогревать других, тут-то он и влез в мое сердце, тут и разбил мою печень, верхом на причудливой рыбе-меч, похожей на тромбон.
Разумеется, каждый его альбом самоценен и самостоятелен. Но настроение, тематика текстов и то, что принято называть "атмосферностью", а также музыкальная стилистика, набор характерных музыкальных приемов разнятся, на мой взгляд, самым очевидным образом, между тем, что было до Свордфиш и тем, что началось после него и продолжается до сих пор.
От битнического кабаре с прокуренным голосом под таперскую фортепьяну, от историй для и про "Прекрасных Неудачников", рассевшихся вокруг сцены за столиками, лениво потягивающих вермут - к авангардному блюз-року с рваными пассажами гитары Марка Рибо, джазовым контрабасом, девиантной ритмикой, эпизодической медью духовых и анархической перкуссией.
Именно на Свордфиштромбоне произошел уход из декадентского кабаре в театр абсурда и жестокости. Именно на этом альбоме Том повернулся спиной к кабацким столикам с их мутноглазыми обитателями и дерзко шагнул на сцену нового театра, задекорированного под зловещий бордель с гильотиной в центре и психами/санитарами по темным углам.
Путь от Керуака к Беккету. От Дэшиела Хэммета к Антонену Арто.
Прошвырнемся и мы по этому пути? Вперед и с песнями!
10. Big in Japan
альбом: Mule Variations (1999)
Авангардно-атональный Вэйтс во всей красе и в самом расцвете. Жесткий, хлесткий и саркастичный монолог "сбитого летчика".
Если кто не в курсе: идиоматическое выражение "Круто стоять в Японии" на музыкальном слэнге описывает ту печальную ситуацию, когда исполнитель растерял былую популярность на родине и вынужден добывать хлеб насущный концертами в экзотических странах, где его еще помнят. Думаю, что выражение уже давно пора изменить на "Биг ин Раша", настолько это явление стало характерным для отечественных реалий.
9. Downtown
альбом: Heartattack & Vine (1980)
Одна из моих любимых песен "до-свордфиштромбоновского" периода. Может потому и любима, что здесь уже явно (пред)чувствуется новый стиль Вэйтса. Сильно недооцененный блюз ящетаю. Даже странно, что его, в отличии от многих других песен Тома, не расхватали на каверы.
Отдельно отмечу сочный звук и яркие пассажи "хаммонда", исполненные вэйтсовским закадыкой Ронни Барроном.
8. How's It Gonna End
альбом: Real Gone (2004)
Типичная для Вэйтса история "прекрасного неудачника", но на новом (более высоком и мрачном) поэтическом витке.
Музыкальный минимализм заостряет драматизм рассказа до экстремального уровня неумолимо стремящегося к сердцу стилета. Но никаких истерик. Просто ждем, "чем же это закончится", хотя и понятно, что ничем хорошим.
7. Big Black Mariah
альбом: Rain Dogs (1985)
А вот это уже "тот самый" Том Вэйтс, которого я полюбил в 1986. Песня с любимейшего альбома. Рваная, грязная, мужская и пьяная. С великим Китом Ричардсом, вальяжно и грубо облизывающим своими фирменными гитарными "licks" разболтанную и похотливую мелодическую основу.
Одна из самых "черных" песен Вэйтса.
6. A Sweet Little Bullet From A Pretty Blue Gun
альбом: Blue Valentine (1978)
5. I Never Talk to Strangers
альбом: Foreign Affairs (1977)
4. Alice
альбом: Alice (2002)
3. Jockey Full of Bourbon
(в ролике использованы фрагменты из фильма Джима Джармуша "Down by Law", в котором Том сыграл одну из главных ролей)
альбом: Rain Dogs (1985)
Любимая песня с любимого альбома. На этом бы стоило и остановить свой комментарий, дабы позорно не захлебнуться в восторженных соплях ...
Но Дзен требует больше авторского текста, дабы не прихлопнули мой канал, а значит вынужден продолжить.
А лучше бы вы просто послушали. Послушали этот забубенный пиратский ритм, эти разухабисто хвастливые слова "реального пацана", эту издевательски-жеманную гитару Марка Рибо, этот фирменный сдвоенный бас забулдыги Ларри Тейлора и восхитительный басовый саксофон в самом конце, когда казалось, что все только начинается, а оно взяло да и кончилось, толком не начавшись...
Уверяю вас, что песня эта рассчитана на бесконечность, ее можно петь в красных башмаках, пока не хлопнешься на землю замертво. Но лучше "лети-ка ты, пташка, домой, горит там твое гнездышко и детишки брошены"
2. Trampled Rose
альбом: Real Gone (2004)
Похмельный юродивый, воющий по дороге в "Долину Предков". Нет сил даже умереть, но и на жизнь никаких силенок не осталось. Только на вой, да и тот хлипковатый.
И как же ему хотелось бы в конце пути еще раз послушать про "Поцелуи слаще вина", да только ... опять мне хочется написать про боржоми, до которого тоже уже не дойти.
Ей Богу, если бы все песни на этом экспериментальном альбоме были под стать "Растоптанной Розе", то я бы сошел с ума выбирая между ним и ... тем, который люблю больше всех )
1. Cold Cold Ground
альбом: Franks Wild Years (1987)
А вот не стану ничего писать про эту песню. Просто любимая и все тут. Самая любимая. И все тут.
Просто правильная солдатская песня про матушку - сыру земельку. Почти Любо, братцы, любо "ин эмерикен вэй".
Вроде не служил чувак и пороху не нюхал, а фишку просек. Наш человек... И не напишу больше ничего. И все тут.
Послушайте просто ... Это же молитва сущая, прости меня, дурака, Господи всеблагой. Солдат, он же как ребенок. Его все жалеют, но никто не слышит и не слушает.
А мы послушаем.
Вот и приехали ...
Да, кстати, не подумайте только, что Swordfishtrombones является моим самым любимым альбомом Вэйтса. Вовсе нет!
Впрочем, рассказы про его альбомы - отдельная история и она еще впереди. Даст Бог.
(не спите, ребята, дембель неизбежен, как победа коммунизма над разумом и сарсапариллой - шепчу я зловеще, в унисон с анонимно-непросыхающим Певцом Америки)
P.S. Дописал, перечел и вдруг с удивлением и не без ужаса заметил, что я не включил в десятку едва ли не главный песенный шедевр Тома Вэйтса - Way Down in the Hole. Как такое могло случиться? - подумал я.
Видимо, со мной сыграло злую шутку невероятное количество кавер-версий этой песни. Ни одна песня Тома не возбуждала в других музыкантах такого зуда каверомании. Великому множеству блюзменов (и не только) хотелось "выкопать свою собственную "Яму". Я слышал десятки версий, хороших, странных, никудышных и великолепных.
К примеру, вариант Джона Кэмпбелла я считаю даже превзошедшим великий оригинал, но о Кэмпбелле у меня будет (надеюсь) рассказа отдельный.
Все это кавер-изобилие, наверное, так замылило мне уши, что я, слегка устав от великой (вне всяких сомнений) песни, почти забыл, кто ее автор. И не включил в свой список.
Тем не менее, менять сейчас ничего уже в "десятке" не стану. Так тому и быть. Такая судьба.
Но, в качестве бонуса, вставлю сюда версию лучшего питерского блюз-комбо Big Blues Revival.
Виталик Андреев - бессменный лидер и вокалист этой замечательной банды - исполняет ее, на мой взгляд, очень достойно.
Кроме того, Виталик - мой давний приятель и боевой товарищ забубенной молодости. А как "не порадеть родному человечку"? Почему бы не сделать ему маленькую рекламу? Может и вам понравится его версия. Может же такое случиться? Еще как может.
Послушайте и посмотрите. А потом приезжайте в Питер заценить их живьем. Они того стоят.
Оригинал статьи размещен здесь
Если вы дочитали до конца, то вам может быть интересно:
Frank Sinatra. 10 любимых песен.
Нил Янг: "Я не пою для пепси, я не пою для колы"
Маска, я тебя знаю? (к 50-летию великого альбома)