Найти тему
Ватфор

Ненокса, радионуклиды, ДВЗЯИ

Ядерная новость начала недели — Россия частично перестала передавать данные с радионуклидных станций в рамках международной системы мониторинга Организации договора о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (ДВЗЯИ).

Подчеркнем еще раз: не “вышли из строя станции контроля”, как пишут в желтых заголовках, а прекращена передача данных с некоторых станций. Связано это с недавним инцидентом на полигоне Ненокса, несмотря на то, что радиационный фон в зоне действия этих станций остается в пределах природных значений, что подтверждается данными Росгидромета (да и вообще, в стране сотни независмых исследований всех мастей).

У этой истории есть две стороны.

Во-первых, надо сказать о причинах такого решения. ОДВЗЯИ — организация узкоспециализированная. Каждая страна-участник передаёт в неё данные с высокоточных детекторов — сейсмических, радиационных, инфракрасных, электромагнитных и т.д.

Точность этих датчиков такова, что там, где наш контакт в Северодвинске со своим полупрофессиональным гамма-спектрометром, пару часов продувая воздух через фильтр при помощи обычного пылесоса, не нашел вообще ничего (мы об этом писали выше), станция ДВЗЯИ, прокачивая десятки тысяч кубометров воздуха и используя спектрометр с большими криогенными германиевыми детекторами, скорее всего увидела бы довольно много следов тех радиоактивных инертных газов, о которых говорят.

https://twitter.com/Joshua_Pollack/status/1163845803565355008?s=20
https://twitter.com/Joshua_Pollack/status/1163845803565355008?s=20

И данные о составе этих газов довольно много сказали бы специалисту о композиции того устройства, которое взорвалось (точнее говоря, оказалось в эпицентре химического взрыва).

Тут мы приходим к тому, что Организация ДВЗЯИ даёт каждой стране определённые гарантии того, что передаваемые данные не будут использоваться для общеразведывательных мероприятий и вообще не будут использоваться иначе, как для обнаружения несанкционированных ядерных испытаний.

Однако несколько дней назад Организация опубликовала данные о взрыве со своих сейсмических датчиков (в том числе установленных в России). А ещё через пару дней опубликовали вот эту гифку:

С моделью распространения облака. Такие гифки без пояснений весьма хороши для наведения паники и разного рода манипуляций — а легенды, поясняющей уровень представленных значений, на гифке как раз и не различить. Очень удобно.

Этим, конечно, Организация свои обязательства нарушила, сунувшись совершенно не в свою сферу. Ответным рефлексом наших военных было запретить и не пущать. Определённая логика в этом есть, тем более, что упомянутая передача данных — дело сугубо добровольное.

Однако, с другой стороны, мы сейчас находимся в ситуации, когда наши партнёры старательно шатают сложившуюся договорную систему в военной области, используя в качестве аргумента мелкие умолчания (а у кого их нет? Про ситуацию с американской ракетой средней дальности мы сегодня ещё напишем) и свои "секретные доказательства, которые никому нельзя показывать". Тут прекращение передачи информации — вода на их мельницу: Россия, подписавшая и ратифицировавшая ДВЗЯИ, громче всех агитирующая за систему международного мониторинга и вообще всегда выступающая в образе стража ядерной морали — берет и совершает такой шаг.

Отличный подарок вражеской пропаганде, и так уже рассказывающей о секретных ядерных испытаниях в России.

Всё это, правда, похоже на ситуацию с теми гопниками на тёмной улице, которые старательно ищут недостатки в вашем поведении, которыми можно бы было оскорбиться, и найдут их, как вы ни старайтесь.