Найти в Дзене
Галина Альтман

Карма музыканта, Вивальди и гении веков

Около 50 000 лет тому назад люди заселили все пригодные для жизни континенты. Считается, что музыка и арт появились ещё раньше - как естественное проявление творчества и коммуникации, более органичное для человека, чем даже язык и речь. "В начале было слово" - чистая неправда!
В древних культурах была богатая музыкальная жизнь. Начиная с древнегреческой мифологии и древнеегипетских иероглифов, мы видим постоянные изображения музыкантов. Их зовут на все праздники и важные события. Философы обсуждают и ищут мировые закономерности в музыке и математике, играют на флейтах и арфах и даже ставят оперные трагедии.
Пропуская Средневековье и сведение музыки и музыкантов к церковному приложению, обернёмся к музыке барокко и расцвету великих имён. Да, их забывали и вспоминали снова через 200 лет... Не просто так!
Музыканты и художники в то время считались чем-то между ремесленниками и слугами (по-моему, многие так думают до сих пор). Это было образовательно или увеселительно (хм, что поменялос

Около 50 000 лет тому назад люди заселили все пригодные для жизни континенты. Считается, что музыка и арт появились ещё раньше - как естественное проявление творчества и коммуникации, более органичное для человека, чем даже язык и речь. "В начале было слово" - чистая неправда!

В древних культурах была богатая музыкальная жизнь. Начиная с древнегреческой мифологии и древнеегипетских иероглифов, мы видим постоянные изображения музыкантов. Их зовут на все праздники и важные события. Философы обсуждают и ищут мировые закономерности в музыке и математике, играют на флейтах и арфах и даже ставят оперные трагедии.

Пропуская Средневековье и сведение музыки и музыкантов к церковному приложению, обернёмся к музыке барокко и расцвету великих имён. Да, их забывали и вспоминали снова через 200 лет... Не просто так!

Музыканты и художники в то время считались чем-то между ремесленниками и слугами (по-моему, многие так думают до сих пор). Это было образовательно или увеселительно (хм, что поменялось?) - но... Всегда есть НО - и этим "но" определённо становится Антонио Вивальди.

Рыжий аббат, который вместо служения церкви (кхе-кхе, у него слабое здоровье) бросается в служение музыке (а что, требует не меньше сил!) и делает это настолько великолепно, что его выгоняют из сиротского приюта для девочек (не подумайте, историй в стиле Майкла Джексона, Ванштейна и прочих там не было) за...п-популярность. Мол, слишком много людей тебя знают, отвлекаешься на посторонние заказы - и всё такое. В конце концов, никому не нравится то, что простой бедняк достиг международной славы. А ещё завёл себе красавицу-певицу из того же приюта,  заявляя, что они друзья (как-никак он оставался священником), и стал сочинять новомодную музыку Европы - оперы.

Что же для нас музыка барокко? Насыщенность, сменяюшаяся спокойствием, драматический контраст - и всё это обязательно должно ошеломлять, вместе со скульптурой, живописью и архитектурой, никак иначе. Создание иллюзий - вот что для нас барокко!

Так же, как мир оперы... В которой вся трагичность, помпезность, сладость голосов - достигает своего пика и катарсиса. До сих пор не знаю ничего лучше, чем пойти вечером на оперу барокко и вернуться в невероятном, окрылённом состоянии. Особенно если проперчить это дело Богомоловым (но не обязательно).

Вивальди, несмотря на всю популярность, на свои выдающиеся произведения, за которые можно любить вечно, сам был преследуем из-за любви - и его перестали пускать в некоторые города, конечно вместе с его музыкой. К тому же он стал объектом насмешек остроумного и знатного патриция, который не поленился написать целую книгу о плохой музыке и жалкой драме "бесстыжего аббата", а на обложке разместил карикатуру - плящущего ангела в шляпе священника. И всё - фактически бойкот, а физически гений заболел умер в нищете...

Лишь в 1926 году в монастырях были найдены сочинения "рыжего беса", вскоре состоялся первый фестиваль его музыки, а первая запись "Времён года" - аж в 1950!

Вы можете себе представить? Одно из  удивительных и прекраснейших произведений мира, не просто барокко, а музыки ВООБЩЕ! Четыре восхитительных концерта, хиты современного кино и светских мероприятий  (а Вивальди окрестили как мастера концертов, он создал по неточным данным около 450!), названные по временам года: весна, лето, осень, зима. Это отдельные музыкальные рассказы, зарисовки и абсолютно точно переданные те самые времена года. Перед партитурой музыканта встречают 4 стихотворения, возможно написанные и самим Вивальди, в которых смысл музыки передан словами.

Но нам это и не нужно! Вивальди описывает природу так точно, как ни один композитор, кто бы что ни говорил - стоит просто окунуться в мир музыки и стать его частью.

Сегодня путь музыканта и поменялся и нет. С одной стороны, мы свободны, толерантны и творчески реализованы, а с другой...  Не осталось ли всё на своих местах?