Найти в Дзене

Концепция «Тульского стандарта наблюдения за выборами»

Оглавление

Тульский стандарт наблюдения – методика наблюдения за выборами разработанная при участии Регионального отделения Межрегионального общественного движения в защиту прав избирателей «Голос» в Тульской области (далее «Движение Голос») основана на рекомендациях и формах, которые вот уже 19 лет совершенствует Движение «Голос». Методика предназначена для быстрого и эффектной подготовки избирателей для краткосрочного наблюдения в День голосования непосредственно в помещении для голосования. Методика рассчитана на членов комиссии с правом совещательного голоса.

Полный набор обучающих материалы можно найти на сайте Движения «Голос»
http://www.golosinfo.org/learn

Кроме того большой объем знаний аккумулирован на Информационном ресурсе «Справочник наблюдателя»
https://www.nablawiki.ru

где можно найти типичные ситуации, шаблоны жалоб и разбор ситуаций, которые возможны на избирательном участке в день голосования и до него.

Наиболее полная «Дорожная карта наблюдателя» приведена здесь. В «Дорожной карте» расписан день голосования, на какие нарушения нужно обратить внимание, и какие санкции, могут наступить.
https://www.nablawiki.ru/index.php

За 2 месяца до дня голосования начинала действовать Карта нарушений. На карту нарушений можно оперативно размещать сообщения о нарушениях.
https://www.kartanarusheniy.org/

Уже работает «Горячая Линия «Голоса»,

8 800 333-33-50

На «горячую линию» можно сообщать о нарушениях, а также получать консультации по предвыборному законодательству. Горячая линия является одним из важных звеньев при контроле и профилактике нарушений. На нее может обратиться любой гражданин, в том числе и член избирательной комиссии для получения консультации является то или иное действие нарушением и что следует предпринять.

Важным элементом поддержания законности на выборах, является методические документы , утвержденный ЦИК РФ
http://www.cikrf.ru/izbiratelnym-komissiyam/spravochno-metodicheskie-materialy/

В частности Рабочий блокнот участковой избирательной комиссии на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва с методическими материалами

К сожалению, в стрессовой ситуации, в которой находится наблюдатель в день выборов в помещении для голосования невозможно использовать весь инструментарий, поэтому в течение двух лет, участвуя в различных выборах, мы сформировали краткую инструкцию для наблюдателей, чтобы контролировать чистоту выборов и мониторить нарушения.

При анализе нарушений, которые происходят на выборах в день голосования, были выделены нарушения, наиболее часто встречающиеся и которые могут привести к самым тяжелым последствиям. По опыту, один наблюдатель может достаточно полно описать \и устранить не более шести нарушений, поскольку с учетом противодействия комиссии, времени на другие нарушения просто физически не хватит.

При разработке «Тульского стандарта наблюдения» мы исходили из девяти базовых постулатов.

1. Сделать процесс наблюдения менее субъективным, с минимальной зависимостью от самого наблюдателя.

Проблема субъективности наблюдателей заключается в том, что субъекты наблюдения за выборами высказывают свои суждения о выборах, но не приводят фактов. Заявления о том, что «выборы прошли без нарушений» они не подтверждают документами. Отсутствие нарушений надо документально фиксировать, для того, чтобы было видно, что выборы честные, конкурентные и свободные. В день голосования это фиксируется документами, копии которых необходимо взять у участковой избирательной комиссии избирательно участка.

Объективность представленной информации важна еще и потому, что при сообщении о нарушениях, тут сторону, которая их выявила, начинают обвинять в том, что «беспределом на выборах они оправдывают свое неумение работать»

2. Выстроить рейтинг соблюдения законодательства участковыми избирательными комиссиями.

К сожалению одна из самых больших проблем выборов – правовой нигилизм участковых избирательных комиссий (УИК). В большинстве случаев УИКи не нарушают закон, они его просто не знают. В прямых фальсификациях комиссии не участвуют, но нервозная остановка и неразберихи на избирательных участках способствует созданию среды, в которой легко проходят фальсификации.

Здесь уместно вспомнить про «теорию разбитых окон»

Название происходит от приводимого авторами типичного примера действия теории: «Если в здании разбито одно стекло и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна».

Если члены избирательной комиссии совершает мелкие нарушение, то они внутренне готовы совершить и более крупные нарушения.

3. Комиссии должны быть заняты непосредственным обеспечением выборов, как процедуры, а не исполнять «хотелки» начальства.

Участие в избирательном процессе

1. Членов комиссии с правом совещательного голоса
2. Наблюдателей
3. Представителей СМИ
4. Кандидатов
5. Избирателей

ставит перед членами избирательной комиссии с правом решающего голоса задачу по обеспечению прав кандидатов и других участников выборов. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Именно соблюдение прав всех участников избирательного процесса являются основной задачей тех членов комиссии, которые добровольно соглашаются войти в состав комиссии на 5 лет, а не «явка», «нужный процент», «красиво оформленный реестр» и прочая…. К сожалению, члены комиссии с правом решающего голоса и председатель комиссии концентрируется на второстепенных задачах, не выполняя основные свои функции.

4. Возврат выборам важности, в глазах избирателей, как способа управления государством, прекращение скандалов и повышении самоуважения участников избирательного процесса.

К сожалению, члены комиссии с правом решающего голоса воспринимаются многими и ими самими, не как должностные лица, которые призваны отстаивать при проведении выборов интересы того субъекта, кто их назначил, а некими «работниками» УИКа, которым председатель, как бригадир платит заработную плату. Учитывая размер компенсации, которая выплачивается челнам УИК с правом решающего голоса, работа эта считается не очень престижной, поэтому все норовят, сократить процедуры, недооформить документы, где-то смухлевать и самое главное – пораньше уйти домой. Героем считается тот, кто:

1) не выдав копии протоколов лицам, которые их запрашивали (а вы у нас их не просили? ),
2) не проведя итогового заседания (а зачем все подписались в итоговом протоколе ?)
3) не заполнив увеличенную форму протокола ( а зачем его заполнять, только время терять?)
4) не оглашая каждый бюллетень при подсчете ( вы что хотите тут до утра сидеть, мне завтра на работу?)

быстрей всех сдал протоколы и пошел домой. Самые быстрее, совершившие административные нарушения, предусмотренные ст. 5.6 КоАП РФ, и 5.24 КоАП РФ считаются «ассами» избирательных компаний, потому что они «уже двадцать лет выборы проводят, а ты про закон рассказываешь».

Такая практика недопустима и дискредитирует сам институт выборов. Если кто-то не желает поздно оставаться и производить подсчет голосов избирателей в соответствии с процедурой закрепленной в законодательстве – пока не поздно, напишите заявление о выходе из состава комиссии.

6. Очистка комиссий от случайных людей, кто пришел заработать, и привлечение в комиссии тех, кто действительно намерен контролировать процесс волеизъявления избирателей.

В соответствии с п.п. н), м) ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ

м) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), – в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
н) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, – в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

Поэтому привлечении к ответственности даже за неправильное заверение копиии итогового протокола означает автоматическое лишение полномочий.

7. Обеспечение гласности в действиях комиссии

Избирательные комиссии, согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ проводят все свои заседания гласно, кроме того, согласно ч. 8 ст. 30

Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

Запрет и воспрепятствование видеофиксации процесса голосования недопустим.

8. Задачей наблюдения является профилактика нарушений, а не «подловить комиссию на нарушениях»

Надо четко понимать, что контроль выборов – это не желание сделать так, чтобы «работникам УИКов» не заплатили премию и не попытки дискредитации выборов по «заданию Госдепа», это обеспечение легитимности и прозрачности. Выборы всего лишь часть процессов происходящих в обществе, которые взаимосвязаны между собой. Поэтому увеличение законности в одной сфере, влечет увеличение законности и в других сферах.

9. Создаваемый метод позволит проводить профилактику нарушений на выборах даже наблюдателям с минимальными знаниями.

Методика рассчитана на членов комиссии с правом совещательного голоса. Для ее реализации требуется именно такой статус «наблюдателя». Для других статусов будет представлена скорректированная методика.