Найти тему
Adept. Образование

Как стать отличником в вузе?

Оглавление

Как мотивировать себя на успешную учёбу в вузе и при чём тут самообразование?

После школы все мы задумывались о выборе профессии. Важность той или иной специальности, наставления родителей, стереотипы об учителях, врачах или парикмахерах влияли на наше мнение, ускоряя выбор нашей стези.

Развитие привычек и способностей

Любой человек рано или поздно выбирает определённое направление и начинает овладевать специальностью. Обучение студентов вуза предполагает постоянную самодисциплину и мотивацию к успешному прохождению курсов.

По ФГОС ВО внеаудиторная самостоятельная работа должна занимать до 30-50% времени, закреплённого для изучения конкретной дисциплины. Но ведь и в университете осуществляется контроль? Да, только полный контроль за учёбой, как в школе, сменяется сессиями раз в полгода. Во многом такой диссонанс стал нормой из-за понятия осознанного выбора профессии. Но осознан ли этот выбор? Знает ли ваш ребёнок, кем он хочет стать в будущем?

Результаты исследования личностных условий подчинения показали, что студенты связывают свободу и самостоятельность с неподчинением. Такая вольная трактовка понятий без учёта ответственности приводит к невозможности грамотного принятия порядков вуза. К тому же у студентов уже с первого курса развивается привычка к авторитарности и эгоистичности. Кто не вспомнит подростков с их юношеским максимализмом?

-2

Упор на самообразование студента неслучаен. Время учёбы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт.

Скорее всего, внимание к нашим индивидуальным потребностям было только на этапе дошкольного образования. Добрые мамы и внимательные воспитательницы в садике – не это ли залог успеха? При этом для овладения профессией в полной мере важно не только получать новые знания, но и усваивать их полностью, а в возрасте учёбы в университете максимально развиваются способность к обучению и интеллект. В процессе самоорганизации выделяют следующие компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция.

Мотивация, созданная вузом

«Искусственной» мотивацией к дисциплине становится для студента получение стипендии за хорошую учёбу. Но, как показывают исследования, действенной такая мотивировка служит лишь для 9,1% студентов. Многим стипендия кажется небольшой, как бонус или популярный сейчас кешбэк. Большую значимость в глазах молодёжи приобретает получение диплома, что важно уже для 66,7%.

Похожей мотивацией служит балльно-рейтинговая система (БРС), применяемая отдельно в каждом предмете для оценки успеваемости, активности студента и качества выполняемых текущих работ семестра.

-3

Кроме того, применение БРС позволяет реализовать такие важные принципы, как систематичность контроля знаний и индивидуальный подход к студенту в процессе обучения. А ещё для многих это просто интересно и необычно: в школе оценивали до 5 «баллов», а в вузе аж до 100!

Успешность в жизни

При исследовании образа идеального студента наличие и развитие когнитивных (познавательных) способностей у обучающегося оказалось не менее значимой мотивацией. Участники исследования охарактеризовали идеального студента как творческого и умного человека, обладающего деловыми качествами, активностью, навыками успешной коммуникации и собственной сферой интересов. Студентам льстит, что они принадлежат к группе таких людей. Хорошо рисовать можно научиться по книгам и видеоурокам в интернете. Но стать умным и разносторонним человеком как раз помогает обучение в вузе. И именно эти качества прежде всего ценят будущие работодатели. Самообразование запускает подобие цепочки, воздействуя на самопознание и развитие человека.

Достаточно престижным для современного студента представляется общественная и научная деятельность, а современные вузы идут навстречу и предлагают свои общественные объединения, профкомы, волонтёрство.

Мотивацией к плодотворному обучению может стать и тот факт, что без научной деятельности учёба и написание дипломной работы просто невозможны. С другой стороны, «резкая» ответственность в виде написания диплома может снизить мотивацию.

-4

Вне зависимости от внешних факторов воздействия приоритетным остаётся всё-таки самообразование студента. Оно повышает продуктивность и помогает не отставать от программы вуза, по своему усмотрению дополнять и расширять её рамки. Отсутствие фактора «само-» приводит к прокрастинации и быстрой потере интереса к учёбе, о чем мы поговорим в следующей статье.