Что римляне сделали для нас?
Не довольствуясь доставкой акведуков, канализации и дорог, римляне изменили флору и фауну Британии.
Кролики попали в заголовки в начале этого года. Фрагмент большеберцовой кости, обнаруженный в 1960-х годах во время археологических раскопок в Римском дворце Фишборн в Западном Суссексе, был получен радиоуглеродом, датированным исследователями из Университета Эксетера. Анализ показал, что ему почти 2000 лет, предполагая, что его владелец в последний раз прыгал в римские времена. Это замечательное открытие отталкивает присутствие европейского кролика - уроженца Пиренейского полуострова - в Британии более чем на тысячелетие. Но остается вопрос: ответственны ли римляне за привлечение кроликов в Британию, а не за норманнов, как считалось ранее?
Исследования Эксетера теперь показывают, что по крайней мере один кролик был завезен в Британию во время римской оккупации, но, похоже, этот вид не появился в дикой природе. Кажется наиболее вероятным, что кролик из Фишборна был скорее косяком и, вероятно, недолговечным домашним животным, а не аутридером вторжения млекопитающих.
Тем не менее, нет никаких сомнений в глубоком влиянии римской оккупации на британскую фауну и флору.
Британцам-оккупантам британская еда оставляла желать лучшего. Несмотря на странную амфору вина, оливок, моллюсков и другие разреженные пункты меню, которые, как известно, импортировали некоторые доримские элиты, местные жители придерживались диеты, богатой овсом и ячменем. Был выращен скромный ассортимент овощей, но молочные продукты были сезонными угощениями, а мясо - роскошью. Римляне начали расширять кухню в соответствии со своими вкусами, представляя как минимум 50 новых видов растительных продуктов, большинство из которых происходит в Средиземноморском бассейне. К ним относились фрукты, такие как персик, груша, инжир, шелковица, вишня, слива, дамсон, финик и гранат, а также миндаль, кедровый орех, сладкий каштан и грецкий орех. Они приносили овощи, от культивируемого лука-порея и салата, до огурцов, рапса и, возможно, репы, а также новые сорта капусты, моркови, пастернака и спаржи, в дополнение к сортам, которые уже стали дикими в Британии. Черный перец, кориандр, укроп, петрушка, анис и черный тмин принесли новые приправы, а также богатые маслом семена кунжута, конопли и черной горчицы.
Сколько из этих видов было выращено в Британии во время оккупации, а не импортировано в качестве готовых к употреблению культур, неясно. Например, сладкий каштан, являющийся одним из основных продуктов беспорядка в легионере, отсутствует в средневековой летописи пыльцы, что говорит о том, что он был выращен здесь гораздо позже. Однако к тому времени, когда римляне ушли, некоторые интродукции, в том числе грецкий орех, морковь и вишня, уже утвердились.
Происхождение некоторых растений можно проследить до первых официальных садов Британии, разбитых в римский период. Открытое пространство Fishbourne Palace может похвастаться затененными деревьями колоннадами и декоративными водными сооружениями, а также геометрическими грядками, удобренными навозом и окаймленными декоративной коробкой для живой изгороди. Считается, что Фишборн, построенный примерно в 75 г. н.э., был резиденцией верного британца Тиберия Клавдия Когидубнуса, вождя племени регни; если это правда, то это была действительно хорошая награда за его верность. Помимо кроликов и растений, Фишборн также может быть местом одного из самых ранних парков оленей в Британии, поскольку здесь (как и на острове Танет, Кент) обнаружены многочисленные кости ланей, разновидности которых родом из Анатолии. Анализ зубов оленей как в Фишборне, так и в Танете указывает на хорошо развитые племенные популяции.
Различные другие животные были ввезены в Великобританию для питания, статуса и религиозных соображений, при этом остатки фазана, павлина, цесарки и осла были обнаружены в римских местах. Овцы, крупный рогатый скот, свиньи и козы были основаны в Британии до 43 года нашей эры, но курица все еще была редкостью, если судить по ее отсутствию в археологических данных. Цыплят и их яйца всегда ели, но большую часть истории петухи ценились как за кулачный бой, так и за гастрономические качества. Цыплята также имели религиозное значение, мужчины символизировали бога солнца в римском культе Митры. Запеченная птица будет взята на военные походы и изучена для гадания; если священная курица, когда ей предлагали еду, жрала ее, все хорошо предвещало предстоящую битву.
Слоны были самыми впечатляющими существами, которые пересекли Канал; в 43 г. н.э. император Клавдий использовал их, чтобы запугать своих новых подданных вскоре после своей победы - их вонь имела дополнительное преимущество от паники вражеских лошадей - хотя их визит, кажется, был мимолетным. Иногда существ держали в одиночестве, что, по-видимому, справедливо как для местных видов, таких как вороны и вороны, которые были популярными животными среди солдат в железном веке и римской Британии, так и для более экзотических: кости макаки Barbary имеют был найден на римских сайтах в Вроксетере, Данстейбле и Катерике.
Беспозвоночные тоже пришли. Новые виды улиток были представлены как деликатес. Крышка от улитки, или бордовая улитка, остается самой популярной из нескольких съедобных разновидностей, которые в настоящее время поддерживают многомиллионный мировой рынок улитки. Однако большинство насекомых, прибывающих и распространяющихся во времена Римской империи, вероятно, относились к типу автостопщиков. Классическим примером является зерновой долгоносик. Самые ранние британские останки этих и других насекомых-вредителей обнаруживаются на участках в Лондоне и Йорке с первых десятилетий римской оккупации, что позволяет предположить, что зараженное зерно было импортировано из Европы вскоре после вторжения. Беспозвоночные паразиты домашнего скота и людей процветали по мере появления новых фортов, городов и городов, а также увеличения плотности населения. Римляне радуются за их пристальное внимание к личной гигиене, но эти меры не смогли остановить распространение ленточного червя, печеночных клещей, круглого червя и червя, наряду с роями блох, вшей и странных клопов. Широко распространенная известность рыбного ленточного червя, кишечного паразита, достигающего девяти метров в длину, является чем-то вроде загадки, так как этот вид редко встречается в ранних, бронзовом и железном веках местах. Здесь римская слабость к Гаруму могла быть причиной. Этот ферментированный соус, смесь сырой пресноводной рыбы и трав, оставленных гнить на солнце, продавался по всей Империи и мог помочь распространению рыбных червей.
С конца четвертого века Римская империя начала увядать, и к 410 году н.э. северная застава была заброшена. Новые колонисты - англосаксы, викинги и, в конце концов, норманны - оставили свой след в фауне и флоре Британии. Рано или поздно кролики вернутся.
Дэн Эзерли - экологический консультант и автор книги «Инвазивные инопланетяне: растения и животные оттуда, которые находятся здесь» (Уильям Коллинз, 2019).